Личностные и деловые (бизнес-тренинги)
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Обычно тренинги делят на личностные и деловые (бизнес-тренинги). Говорится, что личностные тренинги направлены на изменение личностных особенностей человека, а деловые тренинги личность не трогают, занимаются передачей знаний и инструментов, актуальных для бизнеса. Это деление популярно, но неверное. Это так же, как делить кислое и мягкое. Различать личностные и деловые тренинги можно: конечно, они обычно отличаются и по аудитории, и по иллюстрациям, и по используемому тренером словарю, а вот противопоставлять их неграмотно.
Личность — ключевой момент успешного бизнеса. Если квалифицированный сотрудник является по характеру еще ребенком, мы не поставим его на руководящую работу. Если наш заместитель не умеет разговаривать с важными клиентами, этим придется заниматься нам: тем, кто умеет. Если мы теряем энергию жизни, утром не хочется вставать, а вечером идти домой — за этим обычно следуют потери капитала. Если же в нашем бизнесе работают сотрудники с четкими целями, сотрудническими установками, люди позитивные и ответственные — значит, наш бизнес имеет перспективы.
В бизнесе можно работать с личностью, а в личностных тренингах легко затрагиваются деловые вопросы.
Тренинг «Деньги» может быть как и ярчайшим личностным тренингом, а может быть типичным бизнес-тренингом: все зависит от тренера и используемого им формата. Бизнес-тренинг «Стрессменеджмент», как правило, имеет то же содержание, что и личностный тренинг «Управление эмоциями».
Тренинги «Ораторское мастерство», «Выступление перед аудиторией» — хотя и продаются обычно как бизнес-тренинги, на самом деле, чаще, являются типовыми личностными тренингами. Подробнее см.→