Кто критикует?

15 апреля 2021 г. в 03:49

Составила психолог Наталья Дворкина по мотивам книги М. Макгиннесса
«Несмотря ни на что. Как преодолеть страх, неприятие и критику на пути к своей мечте»

 

Прежде чем  переживать и нервничать, когда кто-то вас критикует, хорошо бы присмотреться. А действительно, кто критикует?

Какое отношение критикующий имеет к предмету критики?

Может быть это ТРОЛЛЬ?

Тролль — это роль, в которой критикующий намеренно принижает, наезжает, высказывается в уничижительной форме. У него нет цели дать объективную или помогающую обратную связь.  У него есть цель — наехать. Может быть — это такая привычка, а может — действительно цель. Например, в соц. сетях есть даже такая профессия. И люди ходят по чужим чатам — троллить. Иногда это вообще может быть бот, программа. И чего с ней спорить?

В любом случае, критику тролля вообще не нужно брать в расчет.

Еще один персонаж — ГАЛЕРКА

Галерка — это люди, которые что-то слышали про ваш проект, что-то знают, но глубоко точно не погружались. Как зрители в зале, которые сидят на галёрке. Они на спектакле, видят издалека, что там происходит на сцене, но не различают лиц актеров и детали декорации.

В этой роли могут выступать очень близкие родственники, например, по отношению к вашей учебе или проекту.

Что делать с такой критикой? Отношения сохраняем, критику — пропускаем. Она не учитывает нюансы. А это бывает очень важно.

Возможно, у вас есть ПУБЛИКА?

Публика — это те, для которых вы работаете. Люди, которые «покупают» ваш продукт или  вашу идею. Даже предложение пойти в кино — это идея и у неё может быть публика.

Мнение публики нам важно. При этом, совсем не факт, что ваша публика действительно разбирается в предмете. Да, она пользуется вашим продуктом, читает ваши книги, приходит на спектакли, тренинги, фильмы. И, конечно же, высказывается.

Но вот точно ли стоит менять продукт только потому, что публика написала, что так не правильно? Не всегда.

Что делаем с такой критикой? К публике точно прислушиваемся. НО! Вдумчиво выявляем, что будем исправлять, а что оставим, как есть.

В некоторых областях бывают ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КРИТИКИ

Если к вам пришел такой человек, то, к его мнению стоит прислушаться. В некоторых областях мнение профессионального критика — важный и обязательный процесс. Бывают ресторанные критики, финансовые аудиторы, профессиональное жюри конкурса. Эти люди обычно погружены в тему и действительно могут дать ценный совет.

Интересно, что профессиональные критики совсем не обязательно ругают. Они могут дать и высокую оценку и тем самым очень быстро поднять проект на новую высоту.

Еще бывают КОЛЛЕГИ

С их критикой неоднозначно.

Коллеги — это те, кто работает с вами водной сфере. И их критика ценна. Они разбираются в предмете.

При этом, она не обязательно объективна. И зависима от того, в каких отношениях вы с конкретным коллегой.

Вы сотрудничаете, соревнуетесь или соперничаете?

Самый лучший вариант — сотрудничество. В этом случае можно отнестись внимательно к словам критики и вдуматься в них.

Вы соревнуетесь? Действительно оба вкладываетесь в то, чтобы победил сильнейший? Тогда разбор может стать взаимно полезным.

К сожалению, чаще всего встречается соперничество. В этом случае критика снова может стать неконструктивной, вплоть до перехода в роль тролля.

Очень здорово, если у вас есть НАСТАВНИК

Работа с хорошим наставником на порядок повышает скорость движения.  Иметь наставника — это удача. Так бывает не всегда.

Наставник — это тот, кто впереди вас в том направлении, в котором вы только развиваетесь. Чтобы такой человек захотел быть вашим наставником, с ним придется договариваться. Ему должно быть интересно в вас вкладываться.

Наставничество может быть и на платной основе, когда вы покупаете курс или индивидуальную поддержку.

Если вы наставника выбрали, то его время и его слова — ценность. Разумеется, критику наставника принимаем с благодарностью. И, если кажется, что она неверная, первое что нужно сделать, это задать себе вопрос: «А как он так видит, как я не вижу? Что мне нужно поменять? С какой стороны посмотреть?» Если же вы по каким-то причинам не готовы менять свое мнение, то, возможно, это не ваш наставник и вам лучше найти другого.

Бывает еще так, что слово берет ВНУТРЕННИЙ КРИТИК

Любопытно. А какая роль у вашего внутреннего критика? Он у вас тролль? Профессиональный критик? Коллега-сотрудник? Наставник? Что встречается чаще?

А как вам кажется эффективнее? Что выберете?

Попробуйте превратить вашего внутреннего критика во вдохновляющего улучшателя!

  • Когда критикуют меня
  • Книги
  • Автор Наталия Дворкина
  • Критика

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Благодарность и критика"
01 окт. 2022 г.
В ситуации, когда за сделанное можно и укорить, и поблагодарить, мудрые воспитатели обычно торопятся благодарить и не торопятся критиковать.
2Подробнее →
Картинка к "Критика «Плюс–помощь–плюс»"
01 янв. 2013 г.
«Плюс–помощь–плюс» — самая простая и эффективная формула грамотной критики.
Картинка к "Критика в обход сопротивлений"
01 окт. 2022 г.
Критика в обход сопротивлений - специальная формула критика, учитывающая вероятное сопротивление того, кого мы критикуем. Эту формулу необходимо применять тогда, когда человек обидчив и происшедшая ошибка достаточна серьезна, чтобы указание на нее могло задеть самолюбие человека.