Крестики-нолики: играют дети

05 августа 2015 г. в 07:37

Автор: Светлана Антонова,​​​​​​​Университет практической психологии

Фильм "Крестики-нолики"

​В моем дворе играют мальчишки и девчонки разного возраста, самой старшей 12, младшей 5,5. Моей дочке 9 лет, она дружит со всеми. Предложила ей собрать всех, чтобы поиграть в игру «Крестики-нолики». Когда все с интересом подтянулись, поставила задачу:

  • разделиться на две равные команды,
  • определить команду крестиков и ноликов (кинуть жребий),
  • для победы на разлинованном игровом поле 9х9 заполнить 4 горизонтальных или вертикальных линии (продемонстрировала).

Команда победителей получала пакет шоколадок Кит-кат.

Условия игры:

  • командам находиться за линией старта,
  • каждый участник команды в порядке своей очереди ставит крестик или нолик на игровое поле
  • бежать может только один участник из каждой команды до игрового поля по узенькой дорожке, заступать за дорожку нельзя!
  • при столкновении участников или касании друг друга, оба приседают 3 раза

Перед тем как команды разделились спросила, все ли умеют играть в крестики-нолики.

Показала на игровом поле вертикальные 4 линии и горизонтальные.

Переспросила все ли им понятно.

Удивительно, но капитанша одной из команд Полина (девочка в черно-белой кофточке) как только команды разделились, сразу предложила капитану второй команды Лине (высокой девочке в синей футболке и черных шортах) разделить поле и заполнять сверху или снизу. Сказала не уверенно и не конкретно, Лина предложение проигнорировала. А затем началась игра, и два капитана начав игру, поставили крестик и нолик на соседние клеточки. Потом несколько участников в хатотичном порядке стали ставить свои крестики и нолики, пока мальчик одной из команд - Андрей (рыженький и в очках) не закричал: «Кто туда нолик поставил, кто так сделал! Стоп - игра!». И его поддержала Соня (в полосатой футболке), подбежала и расставила руки, не давая соперникам заполнять игровое поле. Я вмешалась криком «Никто не останавливает игру! Никто не зачеркивает!». И игра продолжилась. Игроки азартно продолжали заполнять поле крестиками и ноликами по порядку, в нарастающем напряжении.

Когда последний нолик был поставлен, я огласила «Стоп игра!» и пригласила игроков окружить игровое поле. Поле пестрило вразнобой крестиками и ноликами. Разбор начали дети самостоятельно с выяснения «Кто виноват!». Послушав их ровно минуту, я вмешалась и попросила назвать условия игры. Полина стала туго формулировать, а маленькая Ксюша сразу выпалила, что «если столкнулись, тогда надо три раза приседать». Другая Полина сказала «нужно ходить только по дорожке, а не с боку нее». Когда я спросила про основное, когда они выигрывают, Аня и Андрей сформулировали «когда ставим на четыре линии, четыре полоски», Полина прервала их упрекающей интонацией заявила «А кто-то помешал нам». Затем я спросила «А что получилось?», начались разборки «Кто помешал!».

Остановив разборки и упреки, я предложила им порадоваться за меня, потому что домой я собиралась уходить с пакетом шоколадок. На последок похвалила Полину, за разумное предложение поделить игровое поле для заполнения крестиками и ноликами, ведь тогда всем бы хватило места для победы. Лину спросила, почему она не согласилась с предложением Полины, Лина пожала плечами и выдала «не знаю». Спросила Андрея, почему заметив, в начале игры, когда Лина поставила нолик слишком быстро к крестику, он стал игру останавливать? Было ли другое решение? Андрей, с подсказкой выдал решение, что места еще было достаточно, можно было начать заполнять сверху, а другой команде оставить низ. Похвалила Андрея, и предложила поиграть еще раз: выбрав других капитанов, перемешать комады, назначить время на игру две с половиной минуты. На подготовку и обсуждение еще минуту. Задача и условия оставить прежние.

И началось …. Обсуждение. За минуту они успели договориться, а главное показать совсем маленьким участницам, куда ставить крестик или нолик.

Началась игра не менее азартнее, чем в первый раз. Команды соревновались…. Темп игры стал быстрее. В этом соревновательном темпе стали не успевать две маленькие участницы. Сначала одна отвалилась из одной команды, а затем другая сказала, что не хочет больше играть. Закончилась игра мнимой победой команды ноликов. Я огласила «Стоп игра!» и пригласила игроков окружить игровое поле. На игровом поле не хватало одного крестика для общей победы. Но и у мнимых победителей были три клеточки без ноликов. Когда я указала это детям, никто не стал спорить. Я объявила «ничью». Теперь они стояли молча и ждали моих комментариев.

Я спросила: «А можно было сделать так, чтобы все стали победителями?». Они оживились, но по-прежнему молчали. Я спросила еще раз: «Можно было бы играть так, чтобы последний крестик и нолик на игровом поле поставить можно было одновременно? Можно было помогать малышам, подсказывать, не торопить, играть вместе?». В глазах некоторых была грусть, а у Андрея было выражение «А что так можно было?». Можно.

Шоколадки я раздала. Каждому досталось доброе слово, шоколад и пожелание. Кому-то быть смелее или быстрее, кому-то четче, кому-то сдержаннее, а кому-то внимательнее.

Получила огромное удовольствие от картинки, когда дети объединились на оставшуюся часть вечера и вместе играли в салочки и прятки.

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Детские игры"
01 окт. 2022 г.
Детские игры - способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра - это движение, победа, радость, удовольствие...
0Подробнее →