Комплимент

01 января 2006 г. в 20:56

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Комплимент — коммуникативный посыл, восхищенно подчеркивающий те или иные достоинства человека.

Вы прекрасно выглядите! На каком курорте ты так шикарно загорел? Это платье тебе очень идет! — если это говорится от души, это приятно. Это комплименты.

Комплименты бывают искренние и не вполне, с позиции сверху, на равных и снизу, прямые и косвенные, открытые и с прикрытием.

Зачем столько? Нужно иметь в виду, что далеко не все люди и не все комплименты воспринимают благожелательно, иногда нужно комплимент — прятать, см. Восприятие комплиментов...

Есть такое понятие — «скрытые комплименты». Это случай, когда вы человеку приятно сделали, а «уличить» вас в этом невозможно. Скрытые комплименты, неявно влияя на собеседника, создают особую атмосферу доверия во взаимоотношениях. К числу скрытых комплиментов можно отнести проявление искреннего интереса к собеседнику — искренне заинтересованные вопросы по поводу его жизни, работы, семьи, событий, свидетелем которых он был — а после возвращаться к его рассказам, демонстрируя, что вам это было важно и вы эти рассказы оставили у себя в душе. Люди любят рассказывать о своем хобби — расспрашивайте о том, чем человек увлекается. Самый нейтральный вариант, это частое упоминание имени собеседника: если вы запомнили имя собеседника и обращаетесь к нему по имени, это демонстрирует по отношению к нему нечто большее, чем просто уважительное отношение.

Девушка может спросить молодого человека, какие тренировки он бы ей посоветовал — в этом случае он без всяких комплиментов с ее стороны поймет, что она ценит его профессионализм в данном вопросе. А если она еще начала и заниматься по его системе — вообще круче комплимента нет. — Чем может ответить на это молодой человек? — дарить цветы с поводом и без, смотреть на девушку и любоваться, любоваться и восхищаться — без всяких слов!..

Фильм «Тот самый Мюнхгаузен»

Синтонность в общении — это и есть умение делать скрытые комплименты, когда приятно сделали, а комплимента как бы и не было. И начинать отношения нужно именно — с синтонности. Это самый лучший, самый надежный и самый безопасный комплимент, поскольку собственно комплимента вы и не говорили.

Впрочем, поскольку «скрытые комплименты» действительно явно не звучат, то и говорить о них, как о настоящих комплиментах — трудно.

Если же говорить о настоящих, действительных комплиментах, то все они классифицируются по двумя осям: «прямые — косвенные» и «открытые — с прикрытием». В прямых комплиментах идет прямое упоминание достоинств человека или того, что он делает, косвенный комплимент — случается непрямо, через что-то, опосредованным образом. Открытый комплимент себя не скрывает, более того — привлекает к себе внимание и себя подчеркивает, комплимент с прикрытием — отвлекает от себя внимание, переключает внимание на что-то другое.

«Прекрасно выглядите!» «Эта прическа вам очень идет!» «Как всегда, очень вкусно и красиво» — это все примеры открытых и прямых комплиментов.

»Не волнуйся, у нас все получится. Мне с тобой очень легко работать» — тут говорится не о человеке прямо, тут говорится о работе с ним. Но если с человеком легко работать, это говорит и о человеке тоже. Это — открытый косвенный комплимент.

«Какая у тебя классная фигура! Скажи, у тебя это от природы или ты спортом занимаешься?» — комплимент прямой, но с прикрытием отвлекающего вопроса.

А вот: «О, у вас достойная машина! Давно вы приобрели такую красавицу?» — это комплимент с прикрытием и косвенный.

Самый простой и явный — это прямой и открытый комплимент, но именно он вызывает больше всего отторжения у людей, склонных в комплиментах видеть лесть и подлизу. Самые безопасные — это косвенные комплименты с прикрытием, именно с них начинать надежнее всего.

Хорошо относящиеся друг к другу люди обмениваются комплиментами, потому что это приятно. Обмен искренними комплиментами — хорошая межличностная игра, где все в выигрыше и побежденных нет. Люди говорят комплименты, чтобы наладить контакт и улучшить отношения (О других способах, решающих те же задачи, смотри Синтон — психологический термин и Хорошие отношения: как строить и поддерживать)…

Умение говорить комплименты — показатель общей и психологической культуры, показатель воспитанности и душевного здоровья. Если человек умеет говорить комплименты — скорее всего, он внимателен к окружающим, умеет видеть их достоинства и чувствует, как об этом красиво сказать. Человек любит говорить комплименты — значит, у него позитивные настрой, ему нравятся люди и, скорее всего, он нравится сам себе! А с таким человеком — жить светло и приятно.

Когда вам люди нравятся в принципе и вы нравитесь собеседнику, говорить комплименты — просто. Присмотритесь к человеку, найдите что-то замечательное, красивое, вызывающее восхищение и скажите ему об этом. «У вас красивые глаза, красивые волосы, доброжелательная улыбка, мужественная фигура…» — обычно в людях несложно найти что-то привлекательное. Тут единственное правило — правило искренности: говорите от души.

Немного сложнее, когда у человека, которому вы хотите сказать комплимент, проблема с самооценкой: такие люди комплиментов хотят, но боятся им верить. В этом случае, чтобы ваш комплимент вызывал доверие легче, говорите ему самые простые, самые очевидные вещи и по возможности идите от восприятия человеком самого себя. А именно: постарайтесь посмотреть на человека его собственными глазами и догадаться, что человеку самому нравится в себе.

Может быть, как он сегодня держится? Или как она сегодня выглядит? Его юмор или ее цепочка? Как увидели — поищите слова, как это приятнее для человека сформулировать. Итого — проговорите вслух: «Клевые носочки!» (для девочки-подростка) и «Всегда восхищаюсь вашим терпением и дипломатичностью!» (коллеге после заседания Ученого совета).

Комплименты нужно говорить не только искренне, но и с умом. Искренность и самое доброе расположение к человеку еще не гарантирует вам успеха, говорить комплименты — это отдельное искусство, требующее знаний, техники и внимательности. Чтобы не встретить обвинение в лести, мастера комплиментов идут постепенно, начиная с самых скрытых комплиментов и только постепенно делая их более и более явными. См.

Как реагировать на комплименты

Даже те люди, которые сами хорошо говорят комплименты другим людям, не всегда умеют принимать хорошие слова в свой адрес. А как реагировать на комплименты правильно? См.

Файлы:
  • Общение
  • Комплимент
  • Восхищение
  • Автор Н.И. Козлов
  • +
  • Общение и влияние

Комментарии (2):

Гость, 28 ноября 2013 г. в 02:07
В предисловии к книге "Дейл Карнеги", которое написано доктором психологических наук, профессором В.П. Зинченко, написано, что комплимент есть незаслуженная похвала, награда - похвала заслуженная.... "Нет ничего легче, чем научиться дежурным комплиментом, говоря женщинам, что они хорошо выглядят, а мужчинам - что они умны".
Гость, 30 ноября 2013 г. в 12:37
Интересно: 1. Пожелание успеха в деле можно считать скрытым - комплиментом мужчине? 2. Нежный поцелуй в щечку дремлющей жены утром - комплиментом женщине?

Материалы по теме:

01 янв. 2010 г.
Как говорить комплименты
Единственное правило — правило искренности: говорите от души.
01 окт. 2022 г.
Как реагировать на комплименты
Похоже, только в России в ответ на комплимент человек начинает смущенно возражать: «Да что вы…». Даже те люди, которые сами хорошо говорят комплименты другим людям, не всегда умеют принимать хорошие слова в свой адрес. А как реагировать на комплименты - правильно?
01 окт. 2022 г.
Комплиментщик
Задание: говорить окружающим людям комплименты. 
01 янв. 2010 г.
Комплименты с прикрытием
Задайте вопрос после комплимента или похвалы!
01 окт. 2022 г.
Лидерский комплимент
Комплименты, произнесенные лидером, — не просто приятные слова, сказанные потому что вам что-то в другом человеке понравилось. 
01 окт. 2022 г.
Восприятие комплиментов
Когда вам люди нравятся в принципе и вы нравитесь собеседнику, говорить комплименты — просто. Как правило, прямые и открытые, искренние комплименты вызывают позитивный отклик: человеку приятно, а вам — благодарность.