Коммуникативная обратная связь
Коммуникативная обратная связь - содержательные впечатления от ваших действий. Очень часто, это фразеологизм, который используется вместо слова "критика". Однако, обратная связь - это не обязательно критические высказывания в ваш адрес, нередко это внешняя оценка ваших сильных сторон, констатация черт вашего характера, нейтральные замечания о том, каков стиль вашего поведения.
Обратная связь и критика
Обратную связь просят, когда не уверены в качестве говоримого или делаемого, либо когда хотят сделать сделанное - еще лучше. Обратную связь дают, когда сделанное кем-то вызывает разные чувства и оценки, и мнение не может быть сведено к критической оценке. Так же, критикой часто называют недоброжелательную и неконструктивную критику, а обратной связью - критику скорее доброжелательную и конструктивную.
Как, к кому и как обращаться за обратной связью (запрос ОС)
- К кому обращаться?
Принимайте критику только от тех людей, которым вы доверяете и чье мнение вы уважаете.
- Когда?
Начать общение вы можете, попросив предоставить вам конструктивную обратную связь, например, после неудачного собеседования, или спросив о дополнительных деталях после получения реалистической критики (применив технику негативного вопроса), например: "Да, я действительно поступил не очень уверенно; как вы думаете, каким образом мне можно улучшить свое поведение?" (В этом случае применены две техники - негативного утверждения и негативного вопроса — очень мощное сочетание.) Момент для обращения выбирайте тщательно, чтобы у человека, к которому вы подходите, было время для предоставления вам обдуманного конструктивного ответа.
- Как?
Собрав всю свою храбрость и применяя все навыки уверенного поведения. Важно понимать, что, проявляя инициативу и прося и о позитивной, и о негативной обратной связи, вы с большей вероятностью заслужите уважение другого человека за свою смелость, чем неуважение за свое несовершенство!
- Почему?
Это открывает путь к искреннему общению; способствует развитию новых идей о том, как улучшить свои умения; знакомит вас с другим взглядом на ваш образ и поведение; способствует улучшению отношений. Помните, что вы не обязаны безоговорочно верить критике. Выслушивайте мнение партнера, а далее включите свою голову и сделайте выводы самостоятельно: такие, которые будут вам помогать.
Как давать обратную связь (предоставление ОС)
- Установление контакта
Не разражайтесь шквалом критических замечаний. Вначале необходимо провести небольшую вводную беседу.
- Позитив+негатив
Большинство людей откликаются на похвалу, признание и поощрение. Если вы сможете предварить негативную обратную связь каким-либо положительным замечанием об адресате вашей критики или о ваших отношениях, ваша негативная информация с большей вероятностью будет воспринята адекватно.
- Нелицеприятная и проблематичная критика
Бывает очень неудобно предоставлять обратную связь по поводу чьих-либо личных привычек или личной гигиены. Просмотрите еще раз пункты, описанные выше. Давать обратную связь в таком случае необходимо по существу, на языке фактов, но в то же время учитывая чувства другого человека. Любезно, но недвусмысленно выскажите критическое замечание; смените тему разговора, чтобы вы оба могли закончить беседу на дружеской ноте.
- Говорите по существу
Избегайте обобщений и неконкретных замечаний, таких как: "Вы не сделали это на хорошем уровне". Лучше прямо сказать человеку, что он сделал неэффективно. Избегайте критиковать то, с чем человек ничего не в силах сделать в силу своих очевидных мотивов или недостатков. Ваша обратная связь должна касаться лишь той части поведения, которую человек может изменить.
- Отмечайте детали
Детализированная обратная связь оставляет больше возможностей для понимания.
- Сочувствуйте
Иногда полезно дать другому человеку понять, что вы можете разделять его взгляды. "Я понимаю, что мои слова могут разочаровать вас, но я не могу рекомендовать вас на повышение, потому что..."
- Сохраняйте спокойствие
Не позволяйте другому человеку увидеть, что вас беспокоит необходимость предоставлять обратную связь. Используйте техники расслабления, не допускайте колебаний голоса, помните о контактах глаз и языке тела, не позволяйте себе злиться и поддаваться приступам застенчивости.
- Придерживайтесь темы
Не позволяйте себе отклоняться в сторону. Не поднимайте вопросов, не касающихся темы вашего разговора.
- Оставляйте другому человеку свободу выбора
Каждый человек имеет право принять или отвергнуть обратную связь, право самому оценивать свое поведение и право защищать свои права. Решение следовать вашим советам или не следовать им принимаете не вы.
- Не требуйте изменений
Вы не должны навязывать другому человеку свои мнения, установки или убеждения. Грамотная, конструктивная обратная связь предоставляет людям новую информацию о них самих. Если они захотят, они могут принять ее к сведению и в дальнейшем действовать в соответствии с ней.
- Используйте Я-высказывания
Ответственность за обратную связь принимайте на себя. Избегайте высказываний типа "Вы...", "У вас...", "Вам свойственно...". Начинайте фразы с: "Я думаю...", "На мой взгляд...".
- Сосредоточьтесь на поведении
Целью критики должно стать поведение человека, а не он сам. Например: "Когда ты сказал..., мне стало очень обидно", а не "Ты нечувствительный...".
- Понимание
Следите за тем, правильно ли вас понимает собеседник.
Отдавайте себе отчет в том, что после вашей обратной связи ничего может и не измениться. Также помните о том, что изменения могут произойти. Как бы профессионально вы ни излагали критические замечания, всегда остается возможность того, что ваш собеседник почувствует боль или раздражение, и в результате этого изменятся ваши отношения. Вам необходимо взвешивать все "за" и "против", связанные с отказом от предоставления обратной связи.