Когда какой энергетикой пользоваться
Книга Сергея Шипунова «Харизматичный оратор»
Глава 3. Невербальное воздействие на аудиторию
Высокая энергетика
Хорошо подходит, когда вам нужно убедить человека, вдохновить, зажечь, замотивировать. Высокая энергетика нужна для передачи эмоций, чувств, для пламенных призывов, для привлечения внимания аудитории среди шума и гама. Используйте высокую энергетику, рассказывая анекдоты или байки из жизни.
Средняя энергетика
Хорошо подходит для информационного, логического взаимодействия с аудиторией. Используется, когда нужно передать какую-то информацию, четко показать логические взаимосвязи, представить цифры, факты для размышления.
Низкая энергетика
Хорошо подходит для создания состояния транса, для пения колыбельных и рассказывания сказок. Низкая энергетика погружает аудиторию в спокойное, расслабленное, медитативное состояние, обращает внимание слушателей в их внутренний мир.
Хороший оратор должен уметь легко и комфортно чувствовать себя в любой энергетике, быстро и естественно передвигаясь по ее шкале.
УПРАЖНЕНИЕ: «Дирижер»
Выполняется в мини-группах из 3-4 слушателей. Один играет роль оратора и рассказывает любую историю из своей жизни. Второй — роль дирижера, показывающего рукой уровень энергетики, на котором сейчас нужно выступать оратору. Остальные — просто слушатели.
Задача оратора — по ходу выступления менять свою энергетику, следуя за подсказками дирижера. Таким образом, оратор обучается быстро и легко менять энергетику своей речи. После выступления слушатели обсуждают и анализируют его:
- Какая энергетика лучше всего удалась (какая энергетика «родная» для оратора).
- Что нужно добавить, изменить, чтобы хорошо получалась также самая высокая и самая низкая энергетика (обычно именно с этим у оратора возникают проблемы).
- Насколько легко, быстро и естественно оратор переключался на новую энергетику?
Привлечение внимания
В одном известном классическом произведении тихая, спокойно-убаюкивающая мелодия вдруг резко сменяется грохотом барабанов, затем барабаны замолкают, и музыка вновь льется спокойно и неторопливо. Говорят, композитору просто надоело, что многие слушатели-бюргеры нагло спят прямо в зале, и он использовал этот трюк, чтобы вырвать их из объятий Морфея.
Возможно, это шутка, но факт остается фактом. Изменение энергетики — причем, как ее повышение, так и понижение — приводит к привлечению внимания.
Поэтому, если вы видите, что аудитория начинает отвлекаться, — срочно меняйте свою энергетику! Повысьте ее балла на 3-4 или, наоборот, понизьте. Так вы сможете вернуть внимание слушателей и с успехом продолжить свое выступление.
В пункте «Подстройка под аудиторию» имеется в виду, что дискомфорт возникает, когда разница в энергетике оратора и аудитории больше 6-7 баллов. Привлекать внимание аудитории за счет таких слишком резких перепадов энергетики нужно очень аккуратно.
Хотя иногда можно позволить себе взбудораживать аудиторию, как в анекдоте:
Преподаватель читает лекцию: «Бу-бу-бу-бу-бу-бу— бу-бу...» Студенты уже начинают дремать, как вдруг преподаватель громко произносит: «Чтобы не забеременеть!» Аудитория вздрагивает и начинает внимательно вслушиваться в каждое слово лектора. Через некоторое время история повторяется...
Перехват инициативы
Иногда перехватить инициативу в разговоре можно только за счет более высокой энергетики.
- Вы зашли в курилку, а там идет возбужденный спор о чем-то. Вклиниться в разговор и перехватить слово зачастую невозможно, если вы не поднимете свою энергетику до уровня спорящих.
- За столом, когда все вокруг шумят, вам нужно произнести тост. Для привлечения внимания к себе необходимо на некоторое время поднять свою энергетику настолько, чтобы она стала выше средней энергетики застолья. И только после этого, став центром внимания, можно провозглашать тост. Иначе его просто никто не услышит.
- Во время выступления один из слушателей обращается к вам с вопросом. Он говорит горячо, эмоционально, но долго. Чтобы прервать словоизвержение вопрошающего, необходим всплеск энергетики.
- Если вы будете пытаться вернуть слово себе на более низкой энергетике, чем у задающего вопрос, то, скорее всего, он не даст себя перебить.
Подстройка под аудиторию
Представьте себе, что аудитория спит. А у вас цель — вдохновить слушателей на штурм Зимнего. Что делать? См. →
Остальные главы этой замечательной книги мы не выкладываем по просьбе автора.
Приобретайте эту книгу интернет-магазине