Как втягивать ребенка в новое для него дело?

01 января 2010 г. в 06:31

Автор: проф. Н.И. Козлов и Мария Подшивалова

Выпускница Университета практической психологии

На вебинаре я рассказала историю о том, что дочка (5,5 лет) моей знакомой занимается ежедневным планированием своей жизни со своей мамой — что она будет делать, когда, и с кем. Спустя некоторое время с Женей (мамой девочки) у меня состоялся такой разговор:

— Женя, расскажи, давно вы с Сашей планируете, что она будет делать завтра? И как это у вас получилось заинтересовать такого маленького ребенка делать это каждый день?

— Да у нас это все как-то само собой получилось. Специально не заостряли внимание. Ей стало интересно, чего я такое пишу каждый вечер в ежедневник и зачем и почему этот ежедневник нельзя брать для рисования (улыбается).

— И как ты ей это объяснила?

— Похвалила за наблюдательность. Да как есть, так и объяснила. Кстати, на ее примере получилось объяснить. Она в тот день забыла взять в садик книгу, которую ей на день рожденье подарили. Вот я ей и говорю: смотри, тебе надо было книгу с собой взять. И что бы об этом утром вспомнить и точно ее взять я бы записала в свой ежедневник, который мне о всех-всех нужных делах напоминает. Что я должна сделать, когда и с кем. И тогда я все за день успеваю и все помню. Теперь и у нее есть свой ежедневник. Она еще и отмечает, что она сделала. Если ей понравился результат — солнышки рисует, а если не очень, то грустную рожу.

— А говорите о том, почему не получилось что-то сделать?

— Да, в основном. Да она и сама теперь уже об этом говорит. Что здесь вот она заигралась с подружкой и попозже домой пришла, поэтому, например, порисовать не успела. Что в следующий раз надо попросить тетю Таню (маму подружки), что бы она ее вовремя домой отправила.

— И ей ведь не надоедает все это делать?

— Я ее хвалю постоянно, подбадриваю, первое время спрашивала будет на завтра писать план как папа (для нее непререкаемый авторитет), а теперь уже привыкла и сама иногда напоминает.

— А какие вы с ней дела планируете?

— В принципе те, которые она сама хочет, но есть и ряд обязательных дел, как домашнее задание из садика или помощь по дому — у нее есть свои маленькие обязанности.

— А как ты думаешь, если поставить цель учить других деток планированию, что для этого нужно, что б вот также как Саша с интересом этим занимались?

— Наверное, самим надо этим заниматься (улыбается). Мы с мужем давно планируем свой день, вот и она, на нас глядя, наверное. Да еще с ребенком говорить надо, ведь «любопытный» возраст, особенный. В день иногда по сто «почему» выдает.


Итого, алгоритм:

Привлекаем внимание и интерес. Если, предположим, это планирование времени, то работаем с ежедневником на виду у ребенка и делаем это с довольным видом. Если это мытье посуды, то моем посуду с удовольствием и так, чтобы ребенок мог все это видеть и до посуды дотянуться. Важное условие: мы делаем сами то, к чему хотим привлечь внимание ребенка. Вы готовы этим заниматься?

Если ребенок заинтересовался, подкрепляем внимание и интерес: хвалим, делаем вместе, показываем пользу для ребенка. Потихоньку затягиваем ребенка в тот процесс, который мы для него приготовили... Важное условие: у вас есть контакт с ребенком. Он у вас есть?

Всегда важно легкое начало, напоминания и поддержка — через это уже окончательно втягиваем ребенка в этот процесс...

Когда ребенок вошел в новое для него дело, чтобы он в нем удержался — соблюдайте баланс игры и обязательности.

  • Тактики и методы воспитания
  • Планирование
  • Автор Н.И. Козлов
  • Автор Мария Подшивалова

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Легкое начало, посильные этапы
Приучите себя любое большое трудное дело разбивать на посильные этапы и специально обустраивать себе легкое, удачное, успешное начало.
01 окт. 2022 г.
Любознательность у детей
Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. В этом случае надо серьезно разобраться в причинах. На все вопросы детей надо отвечать по научному точно и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.
01 окт. 2022 г.
Планирование дня
Проснувшись и пройдя через утро, почувствовав свое состояние, получив новые вводные и от домашних, и по работе, к моменту начала дел мы обычно понимаем, что сделанный вечером список дел нужно уточнить и дополнить. Заново напишите полный список всех дел на сегодня.
01 янв. 2006 г.
Управление собственным вниманием
Многие люди удивительным образом убеждены, что вниманием управлять нельзя, и то, на что оказалось направлено их внимание - это единственно возможная реальность. "А что еще здесь можно увидеть?" Они уверены, что среда (внутренняя или внешняя) заставляет их сосредотачиваться на тех или иных предметах именно так, как это у них получается. Они отрицают собственное участие в выборе того, на что переключать внима­ние, какие вычленить стимулы из всего их калейдоскопа, и ут­верждают, что это стимулы вынуждают их смотреть и фокуси­роваться определенным образом.
01 окт. 2022 г.
Вовлечение, затягивание
Вовлечение, затягивание — неявное влияние эмоционально-стихийного плана.