Как отучать от конфликтогенов других людей
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Отучить другого человека от конфликтогенов — задача творческая, не простая. Вас могут раздражать конфликтогены в ваш адрес, но если вы начнете указывать человеку на его конфликтогены и учить его синтонному общению против его воли, — возможно, самым конфликтогенным человеком окажетесь вы сами.
Самый страшный конфликтоген — указание другим людям на их конфликтогены
Отучить другого человека от конфликтогенов — здесь различите разные задачи: либо отучить его вообще, чтобы он так не общался ни с кем, другое дело — чтобы он так не общался лично с вами. При этом одно дело — отучать посторонних людей, другое — близких, при этом отучать своих детей — другое, нежели отучать своих родителей.
Как отучать от конфликтогенов друзей и близких
Самый простой и надежный способ отучать от конфликтогенов друзей и близких — это обратиться к ним за помощью, попросить их последить за вами, поскольку от конфликтогенов хотите освободиться вы. Если у вас хорошие отношения, если дело будет не сложное, приятное и выгодное — они начнут это делать, а это автоматически обеспечит главное — их внимание будет обращено к этой теме. Автоматически они начнут следить и за собой, и постепенно их речь будет становиться все чище и чище.
Как отучать от конфликтогенов в свой адрес посторонних людей
Есть моменты времени, когда на конфликтогены в наш адрес человеку указывать эффективно. Он с большой вероятностью нас услышит и это скорее всего даст эффект. А есть моменты времени, когда указание ему на его конфликтогены не даст ничего, кроме напряжения и осложнения отношений. Итак:
Сразу в момент, когда человек допустил в наш адрес конфликтоген.
— Это достаточно эффективный момент. Тут можно остановиться, сделать Паузу. Посмотреть на человека. Повторить вслух то, что было сказано, как бы взвешивая сказанное, прислушиваясь к сказанному: «Мне кажется, это излишне категорично... (резковато)» — И можно мягко откомментировать: «Я думаю, что такие формулировки — неподходящая форма для нашего с вами общения». Но дожимать, добиваться согласия и извинений тут может быть неэффективно: можете нарваться на сопротивление, объяснения, возражения и прочее, что замылит эффективный момент. Лучше улыбнуться, еще раз внимательно взглянуть и продолжать разговор дальше.
Через несколько минут после прилетевших конфликтогенов, когда вы их попереживали и поняли, что это больно и обидно.
— Совсем неудачный, неэффективный момент. Вы уже на взводе, а партнер из ситуации уже уехал.
Через несколько часов или вообще в другой день, при удобном случае.
— Хорошее время для разговора, только провести его нужно спокойно и без обид.
Пожелание на будущее:
В следующий раз, когда человек придет к вам с просьбой или интересным для него предложением (проектом), и захочет с вами договориться.
— Идеальное время! Вы рады обговорить его предложение, но напоминаете, что прошлый раз были такие неудачные моменты в обсуждениях, и просите гарантий, что в этот раз общение будет корректным.
Межгалактический переводчик
На нашей планете существуют, различные международные языки. Помимо языковых отличий бывают различные манеры и стили общения. Люди могут говорить: спокойно и сдержано, раздражительно и взволнованно, скованно и уверенно. Кто-то говорит тихо, а кто-то громко, отрывисто и нараспев. Манеры общения бывают уважительными, пренебрежительными, шутливыми, серьезными, озлобленными и доброжелательными. Слова, употребляемые людьми при общении, так же могут отличаться.
Например: ребенок крутится за обедом и громко разговаривает. Что и как нужно ему сказать, чтобы успокоить?
— Пожалуйста, не разговаривай за столом;
— Прекрати немедленно разговаривать;
— Замолчи, сейчас же;
— Кто скажет слово, тот будет без второго. Кто слово вслух произнесет, тот не получит и компот;
— Быстро закрой свой рот;
— Хватит трепаться;
— или еще хуже: «Заткнись».
Какой из вариантов предпочтете вы в обращении к ребенку? А какой из вариантов готовы услышать вы в обращении к себе? См.→