Эффект Хоторна

01 октября 2022 г. в 21:26

Хоторнский эффект(англ. Hawthorne effect, «эффект Готорна» в русском переводе книги Энтони Гидденса «Социология») — это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искажённому, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту.

Обнаружен группой учёных во главе с Элтоном Мэйо, во время т. н. Хоторнских экспериментов (1927—1932).

Хоторнские исследования

Первоначальная ориентация Хоторнских исследований исходила из теорий научного управления того времени (Тэйлора, Файоля, Гилбретов). Группа антропологов, в которую входил и Дж. Хоманс, Э. Мейо, Уорнер, Фритц Ротлисбергер, Вильям Диксон и другие, исследовали влияние объективных факторов (освещение, оплата, перерывы) на производительность труда, в пригороде Чикаго, Хотторне (Hawthorne).

Руководство компании Вестерн Электрикс (тогда там был телефонный завод) было проникнуто идеями Файлоля и Тейлора о возможностях научного менеджмента, поэтому учёным предоставили полный доступ и создали все условия для изучения процесса производства.

На первой стадии эксперимента учёные обнаружили, что улучшение условий освещения резко увеличивает производительность труда, но и ухудшение условий освещения также привело к улучшению производительности труда! На второй стадии исследования учёные обнаружили, что с течением времени производительность возвращалась на прежний уровень, причём начинали играть роль уже не факторы физической среды, но социальной, то есть ориентация на групповые нормы (например, не делать больше чем может сделать сосед по конвейеру и т. п.).

В итоге первоначальный рост производительности труда объяснили также социальными факторами: интересом к процессу работы и работникам со стороны руководства.

Критика хоторнского эксперимента

Как указывает критик данного исследования С. Милграм, производительность рабочих повысилась вовсе не из-за причастности к эксперименту; в психологах они видели шпионов руководства компании, планирующего сокращение штатов.

Файлы:
  • Поведение
  • Социальная психология
  • Валидность
  • Экспериментальная психология

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Эффект аудитории
Эффект аудитории (эффект Зайонца, эффект фасилитации) — влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности.
01 окт. 2022 г.
Эффект последовательности
Эффект последовательности — влияние одного из условий эксперимента на следующее за ним. Это один из факторов, которые могут угрожать внутренней валидности.
01 окт. 2022 г.
Эффект Розенталя
Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.
01 окт. 2022 г.
Сопутствующее смешение
Сопутствующее смешение — фактор, угрожающий внутренней валидности, состоящий в том, что на зависимую переменную обычно влияют различные нерелевантные стимулы, от которых принципиально невозможно избавиться.
01 окт. 2022 г.
Внутренняя валидность психологического исследования
Внутренняя валидность — вид валидности, степень влияния независимой переменной на зависимую переменную.