Диагностика потребности в самосовершенствовании
Автор методики Г. Д. Бабушкин
Потребность в самосовершенствовании является глубинным личностным образованием. Проявление ее у субъекта характеризует его как активного творца самого себя, как целеустремленную личность, не останавливающуюся в своем развитии. Данная потребность является источником активности личности в различных видах деятельности и в своем развитии. Для ее изучения предлагается следующий опросник.
Инструкция
Перед Вами опросник, цель которого – выяснить особенности поведения в различных ситуациях. Отвечая на вопросы, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов и записать его в опросном листе напротив номера вопроса.
1. Представляло ли для вас интерес принимать участие когда-либо в конкурсах, олимпиадах, выставках, соревнованиях?
а) да; б) не очень; в) нет.
2. Как Вы считаете, должен ли человек доводить свои умения и навыки до совершенства?
а) да; б) не всегда; в) нет.
3. Характерно ли для вас стремление исполнять лидерские функции, нравится ли вам это?
а) да; б) не всегда; в) нет.
4. Самовоспитание и самообразование должно быть обязательным, если человек хочет достичь совершенства в чем-то?
а) да; б) не всегда; в) нет.
5. Проигрывая на соревнованиях или получая низкую оценку (например, на экзаменах) вы:
а) переживаете и стремитесь в будущем занять более высокое место, повысить оценку;
б) не всегда так;
в) нет таких чувств.
6. В какой степени у вас выражено стремление к достижению поставленных целей?
а) скорее недостаточно;
б) наверно достаточно;
в) достаточно.
7. Поражения и неудачи мобилизуют меня на достижение поставленной цели:
а) да; б) не всегда; в) нет.
8. Всегда ли вас удовлетворяли оценки, получаемые на экзаменах?
а) да; б) не всегда, иногда; в) нет.
9. В жизни человек должен руководствоваться перспективными целями
а) скорее ближайшими;
б) затрудняюсь ответить;
в) да, перспективными.
10. Характерно ли для вас постоянное ощущение неудовлетворенности достигнутым?
а) нет; б) не всегда, иногда; в) да.
11. Приступая к игре в шахматы, шашки, футбол, теннис и т. п. главным для участников является:
а) победа; б) процесс игры; в) не знаю.
12. Характерно ли для вас выполнение любой работы с наивысшим качеством?
а) да; б) не всегда; в) нет.
13. Постоянного азарта в чем-либо у меня не проявляется.
а) проявляется; б) иногда; в) да, так и есть.
14. Для меня лучше работать самостоятельно, чем с кем-то.
а) да; б) не всегда; в) нет.
15.Выступая в любых соревнованиях человек должен стремиться к наивысшим результатам.
а) да; б) не всегда так; в) нет.
16.Находясь в компании друзей, я предпочитаю больше слушать, чем говорить.
а) да; б) не всегда так; в) нет.
17. В незнакомой компании я не испытываю неловкости от присутствия людей незнакомых мне.
а) испытываю; б) не всегда; в) да, испытываю.
18. Как вы считаете, что побуждает людей к отличной учебе, к высоким показателям в работе, спорте?
а) затрудняюсь ответить;
б) материальное стимулирование;
в) стремление быть первым.
19. Окружающие считают меня безынициативным человеком.
а) да; б) не всегда; в) нет.
20. Каждый человек, уважающий себя, должен постоянно ставить себе все более высокие цели.
а) нет; б) не всегда; в) да.
21. Как вы считаете, приятно ли человеку читать про себя положительные отзывы в газетах, слышать на собраниях?
а) да; б) не всем; в) не знаю.
22. Считаете ли вы, что нашли свое призвание в жизни?
а) да; б) не уверен в этом; в) нет.
23. Какой геометрической фигуре вы отдаете предпочтение?
а) шару; б) кубу; в) цилиндру.
24. Как много времени вы уделяете своему любимому занятию?
а) очень много; б) не много; в) наверное, мало.
25. В процессе выполнения любой работы я контролирую себя, чтобы убедиться, что я делаю все правильно.
а) да; б) не всегда; в) нет.
26. Вы соглашаетесь, когда вас выбирают вожаком в какой-либо игре?
а) в основном нет; б) иногда; в) да.
27. Часто ли вы выступаете с критикой своих товарищей, фильмов, газетных статей и т. п.?
а) редко; б) иногда; в) часто.
28. Если бы на собрании вас предложили избрать руководителем (старостой в классе, группе, начальником цеха, командиром студенческого отряда и т. п.), а в процессе голосования выбрали бы другого, то:
а) это меня не затронуло;
б) не знаю, не бывало такого;
в) было бы немного неприятно.
29. Я бы предпочел хотя и не заметную работу, но престижную и высокооплачиваемую.
а) да; б) не знаю; в) нет.
30. Я не всегда достигаю поставленной цели, какие бы трудности не приходилось преодолевать.
а) редко; б) не всегда; в) да, так и есть.
Ключ к опроснику
Ответы в вопросах с 1 по 5, с 11 по 15, с 21 по 25 оцениваются следующим образом: а – 3 балла, б – 2 балла, в – 1 балл, в вопросах с 6 по 10, с 16 по 20, с 26 по 30: а – 1 балл, б – 2 балла, в – 3 балла. Находится общая сумма балов на все вопросы.
Выраженность потребности в самосовершенствовании определяется по шкале:
- высокая степень выраженности потребности – 71-90 баллов;
- средняя степень выраженности потребности – 62-70 баллов;
- низкая степень выраженности потребности – 30-61 балл.