Что такое Родительство?
Мнения
Многогранник навыков и умений
Иногда Родитель занимается поиском «правильных» решений. Будто существует «правильный» ответ на то, как поступать конкретному Родителю с конкретным Ребенком в данной конкретной ситуации.
Воспитание — процесс очень творческий. И хорошо бы, чтобы у каждого Родителя был своя Копилка Идей, Навыков, Способностей. Чтобы как фокусник вытаскивать из волшебного чемодана нужное в нужный момент.
Родительство. Мне Родительство напоминает многогранник. С разноцветными гранями, разными на ощупь.
Каждая грань это Навык или Умение.
Для того чтобы быть Успешным и Эффективным Родителем, нужно уметь иметь много разных способностей. И в разные моменты применять разные навыки.
Когда каждая грань это отдельный Навык, или Знание, или Состояние, или Умение — что и как я могу делать.
И дальше в зависимости от ситуации, я поворачиваю многогранник нужной мне стороной. И использую то, что считаю подходящим в данный момент. Какие-то грани уже давно мне верно и исправно служат, над какими-то я продолжаю работать, оттачивая свое мастерство.
Путешествие
Еще Родительство мне напоминает большое, увлекательное путешествие.
Иногда я концентрируюсь на пункте назначения, в котором, я планирую оказаться через некоторое время. Иногда на красотах, которые окружают меня во время передвижения. Иногда я останавливаюсь. Оглядываюсь. И сердце замирает от Счастья. — Хорошо-то как! Красотище!
Вот она Гармония и Радость жизни.
Иногда мне кажется, что я сбилась с пути, заблудилась и не знаю как выбраться из оврага, в который я внезапно попала. Тогда я достаю надежные карты (обычно это мои любимые книги), нахожу в них нужную информацию, и с облегчением и с ясностью двигаюсь дальше. Также в роли помогающих мне карт я использую опыт моих друзей и знакомых, семинары для родителей, мой прошлый опыт и свое воображение.
А еще мне нравится, учитывая, расположение буреломов и непроходимых болот, идти по ровным тропинкам с уверенностью, зная, что на очередном перекрестке я выберу правильное направление.
Мастер
Родитель — это мастер.
Мастер любит свою работу.
У Мастера своя задача, над которой он может трудится годами.
Иногда получается лучше, иногда хуже. Плохой результат — это не поражение для Мастера, но повод подумать, в чем причина неудачи.
Иногда все получается легко, в другое время приходится импровизировать.
Иногда у Мастера много работы, а в другое время может позволить себе передохнуть и не вмешиваться в происходящее.
Мастер хорошо представляет, что и зачем он делает.
Кем является ребенок для Мастера? Ребенок — это Подмастерье. Вместе с Мастером они творят узор рисунка жизни ребенка. Со временем роль Мастера будет уменьшаться, а Подмастерье будет брать дело в собственные руки.
Дети бывают разные. Многие Подмастерья уже с ранних лет ревностно оберегают свой холст, от кисти Мастера. Впрочем, это вовсе не значит, что Мастер пускает дело на самотек. Просто в этом случае он больше сосредоточен на том, чтобы делать работку руками самого Подмастерья.
Инопланетянин
Появление младенца в семье можно сравнить разве что с нашествием инопланетян. Сколь не готовься к встрече с внеземным разумом, все равно оказываешься застигнутым врасплох. Чувствуешь себя абсолютно растерянным и слегка неуместным со своим дежурным караваем и плакатом «добро пожаловать» перед загадочным существом, внезапно вторгшемся в твой мир, оказавшийся вдруг до смешного малогабаритным.
На смену рассеявшимся иллюзиям о безграничном взаимопонимании, межпланетных контактах, взаимовыгодном сотрудничестве приходит понимание, смешанное с легким разочарованием, что подарков не будет и что это — «обыкновенная экспансия».
Маленький инопланетянин вторгается во все сферы вашего бытия, заполняет собой время и пространство, перестраивает под себя жизнь и планы окружающих его людей и совершенно не желает делиться своей вселенской мудростью. Он следит своими космическими глазками за каждым твоим шагом, отправляя свои шпионские донесения в никому неведомый «Центр» и творит свои маленькие диверсии…
Комфортные отношения
Дети — это второстепенное звено с точки зрения общей системы выживания, в которой мы все находимся, хотим мы того или нет. Дети — это не та печка, от которой мы должны танцевать, что бы в результате «дотанцевать» до желаемой цели.
Именно так и никак иначе. Родители первичны — дети вторичны. Если родителю дать именно то, что ему будет нужно, то его дети будут счастливы и хорошо развиты. Впрочем, это уже начало великой науки — педагогики. А в задачу педагогики описывается одной фразой:
Педагогика — это наука о том, как сделать так, что бы дети не мешали взрослым. А ещё лучше, что бы они им помогали.
Основной лейтмотив — комфорт, удобство, удовольствие, и т.п., самого родителя, которое он имеет в процессе сосуществования с детьми. А так же о том, как сделать так, что бы это всё получить. Но и этого ещё мало. Дети — это инвестиции. Инвестиции очень неустойчивые, но очень перспективные.