Босс набирает команду
Любой бизнес — это, прежде всего, человеческое общение. Поэтому учет психологических особенностей личности играет далеко не последнюю роль в достижении делового успеха. Умение определить преобладающий тип темперамента человека — важное качество бизнесмена еще на этапе формирования своей команды.
Каждый из представителей четырех основных типов темперамента занимает в команде только для него характерное место. Проблемы и конфликты возникают, когда от человека с одним преобладающим типом темперамента ожидают и требуют проявлений, присущих представителю другого темперамента.
Рассмотрим возможные ситуации на примерах.
Ситуация 1
Босс недоволен сотрудником. Исполнитель неорганизован, неаккуратен, несобран. Работник не доводит начатое дело до конца, на его рабочем месте всегда беспорядок. Да и ведет сотрудник себя вызывающе, позволяет себе разговаривать с начальством на повышенных тонах. Уволить без всяких разговоров!
Не торопитесь с выводами. Возможно, вы ошиблись, когда брали его на работу, не разглядели в нем разгильдяя. Но может быть вы ошиблись в другом. Не обратив внимание, на преобладающий тип темперамента претендента на вакантную должность, вы поручили ему заниматься не тем делом. Судя по вашим претензиям, речь может идти о холерике.
Если это так, — о каком вообще рабочем месте может идти речь! Свой стол в офисе холерику просто не нужен. Он все равно не знает, как его использовать, а бумаг он боится как огня. Поручать холерику планомерную скрупулезную работу — значит обречь ее на полный провал сразу. Сказанное не означает, что от услуг холерика в фирме нужно отказаться вовсе. Напротив, есть работа, с которой лучше холерика не справится никто.
Только холерик спокойно выдерживает частые и длительные командировки. Только он умеет мгновенно переключаться c одного вида деятельности на другой. Именно холерик постоянно находится в активном состоянии, готовый к быстрым решительным действиям. Проявление инициативы — вот постоянный фактор существования холерика.
Куда-нибудь поехать, с кем-нибудь договориться, решать вопросы по телефону — вот занятия, который холерик выполнит с блеском. Только распоряжения ему нужно давать четкие, лаконичные. Нет смысла объяснять холерику все существо дела. Лучше уделить максимальное внимание конкретике и ожидаемому результату.
И, самое главное, ни в коем случае нельзя оставлять холерика без работы. Инициатива — вещь хорошая, но лучше держать ее под контролем.
Ситуация 2
Флегматик — антипод холерика. Они настолько дополняют друг друга, что без этой пары не может успешно работать ни одна фирма. Флегматику трудно договариваться с людьми, принимать решения. Флегматики почти никогда не проявляют инициативу. Работа с людьми для флегматиков противопоказана. Зато им по силам будничная монотонная работа. Любые формы деятельности с бумагами, у компьютера, приведение в порядок финансов — вот стихия флегматика.
Флегматику необходимо давать распоряжения точно и лаконично. Но, лучше всего, общаться с ним в письменном виде. Заторможенные психические процессы, слабый темп реакций делают флегматика уязвимым к быстро меняющимся обстоятельствам.
Флегматик плохо приспосабливается и ориентируется в новой обстановке. Здесь нужно ему помочь. Четко расписав все его действия.
Принимать от флегматика доклады и рапорты тоже лучше в письменном виде. Своими неторопливыми объяснениями флегматик отнимет у вас массу времени. Не стоит поручать флегматику и различного рода публичные выступления. Даже на небольших совещаниях флегматику лучше воздержаться от доклада.
Флегматики — это стабильность фирмы, ее прочность и непотопляемость.
Ситуация 3
На первый взгляд может показаться, что меланхолику вообще нечего делать в фирме. Чрезмерная чувствительность, слабый тип нервной системы, склонность к депрессии и подверженность стрессам значительно снижают деловую активность меланхоликов. Если к этому добавить ранимость и обидчивость, складывается весьма неприглядная картина. Многие бизнесмены сразу отказываются от услуг меланхолика и совершают при этом грубейшую ошибку. Немного внимания, такта и — ваша фирма приобретет исполнительного добросовестного сотрудника, способного положительно повлиять на микроклимат всей вашей команды.
Проявите чуткость. Разговаривайте с меланхоликом всегда спокойно и мягко, избегая повышенного тона и резких выражений. Как можно чаще хвалите его. А, если необходимо сделать замечание, указать на недостатки в работе, — делайте это только один на один и в максимально спокойной обстановке. Результат не заставит себя долго ждать.
Меланхолик станет надежным и преданным помощником, на которого вы всегда сможете положиться.
Ситуация 4
Сангвиник — это визитная карточка фирмы, ее лицо.
Сангвиники всегда бодры и жизнерадостны, энергичны и деловиты, элегантны и привлекательны. Они умеют найти общий язык с любым человеком, причем, делают это легко и непринужденно.
Сангвиник незаменим в работе с клиентами и посетителями. При этом, сангвинику не следует вникать во все детали дела. Он не придает значения мелочам и, все равно, не удержит их в памяти.
Зная суть дела в общих чертах, сангвиник может блестяще вести беседу с кем угодно. Как известно, сангвиники — хорошие ораторы. Поэтому именно им надо почаще давать слово на различных собраниях и совещаниях.
Сангвиники умеют и любят лидировать. Из них получаются хорошие руководители самого разного уровня. Если Вам нужен менеджер, — лучше сангвиника не найти. Правда, некоторые черты характера сангвиника могут поставить под вопрос успех его руководящей деятельности. Излишняя самоуверенность, поверхностность в проникновении в суть вопроса, неаккуратность в ведении дел, — все это мешает сангвинику успешно решать производственные задачи.
Но из этого положения есть выход. Достаточно создать рабочую «связку» сангвиник — флегматик или сангвиник — меланхолик , — и успех обеспечен. Флегматик или меланхолик компенсируют негативные качества сангвиника.
Попробуем смоделировать офис, в котором будут успешно трудится четыре человека: холерик, флегматик, меланхолик и сангвиник .
Руководить офисом будет сангвиник. Он будет принимать клиентов, вести деловые переговоры. Помогать ему в этом будет меланхолик . Он может взять на себя работу с посетителями, вести телефонные переговоры, работать с офисной техникой.
Флегматик будет заниматься финансами, вести документацию.
Холерик займется сбытом и снабжением. Он эффективно осуществит рекламу деятельности фирмы, успешно решит задачи, связанные с командировками.
Организовывая подобный офис, помните, что в мире не существует «чистых» типов темперамента. В каждом человеке представлены все четыре типа. Говорить можно лишь о преобладающем, доминирующем типе. Определить его можно с помощью анализа языка жестов или психологических тестов.