Юленька: трудная судьба счастливой девушки
В Юленьку не влюбиться невозможно. Ей двадцать восемь, ах! Юленька солнышко, Юленька очаровашка, у нее милые ямочки на щеках и она просто искрится жизнелюбием. А еще: какая у нее улыбка! Влюбляйтесь в нее быстрее, но учтите: Юленька замужем. Дочка Варенька, с такими же ямочками на щеках, а мужа Юленьки зовут Василий, и он хороший.
Он хороший, хотя… Хотя Юленьке иногда не нравится, что муж ею командует. Именно командует, потому что все время говорит, что ей нужно делать, а сам не делает то, что Юленька говорит ему. Вот почему он так себя ведет?
Когда она в детстве залезала на колени папе, папа всегда откладывал в сторону свои дела и не говорил, что он занят. А муж говорит. И ходит еще с недовольным лицом. Почему он ставит себя выше ее и что-то ей указывает? Почему ему все можно, а ей нужно его слушаться? Это просто свинство и обидно. Вот папа всегда разрешал ей делать то, что она хочет!
На самом деле, Юленька вовсе не вредная и мужа любит, но слушаться мужа у нее не получается. Она хочет, но не получается! Она старается быть с ним согласной, но рядом с мужем с ней что-то такое случается, что она с ним сразу спорит. Муж из-за этого постоянно вздыхает, как будто в этом Юленька виновата, но ведь это не так!
Юленька совсем не виновата, потому что она ничего не может с собой поделать. Она даже сама с собой все время спорит: что-то себе скажет – и сама с собою спорит. Мужчины ее не поймут. Мужчины какие-то более примитивные: ему скажешь, он пойдет и сделает, но женщина же так не может. У женщины более сложная натура!
Так вот, особенно неприятно, когда муж делает недовольное лицо и указывает ей на ее ошибки. А что такого, если она пообещала убрать в комнате с утра, а потом передумала. Она же потом убрала? И почему он требует, чтобы все происходило сразу? Это он может сразу: раз – и сделал, а у Юленьки другой характер, ей нужно вначале настроиться.
Мама всегда говорила это папе и объясняла: «Наша Юленька всегда все сделает, просто на нее не нужно давить и требовать сейчас же. Ей нужно сказать ласково, тогда она доиграет и все сделает!».
А чего Юленька на дух не переносит, это всякие штрафы и санкции. Это как-то жестоко. Юленька сама так не делает и с собой этого не позволяет. Когда папа давным-давно попробовал ее наказывать, она уперлась и справилась с ним на раз. «Отберу все игрушки» – Юленька пропускала это мимо ушей и продолжала делать по-своему. На «поставлю в угол!» она шла в угол и там плакала, но своих привычек не меняла. А шлепать ее нельзя: она же девочка! Юленька любит, когда все по-доброму, по-человечески, поэтому если ей обещали какие-то подарки, тут она сразу оживлялась и быстро приучила родителей: с Юленькой можно только по-хорошему, давить на нее бесполезно. Тем более что и мама ее поддержала: «Не нужно делать из семьи армию! Девочки другие, ими командовать, как мальчиками, нельзя!». С тех пор к Юленьке все относились только мягко и бережно, а поскольку напрягаться Юленька не любила, то она и привыкла все делать только в удовольствие, как ей хочется.
Мама всегда спорила с папой, когда тот называл Юленьку непослушной. Мама объясняла ему, что так говорить нельзя, что надо понимать разницу между мальчиками и девочками. Это ершистые мальчики упираются, а девочки по своей природе послушные, ласковые и добрые. Просто они в чем-то похожи на кошечек: они любят делать все по-своему и тогда, когда хочется им. Это даже в книжках пишут! И хорошо, что Юленька все делает немного по-своему. Все девочки любят вносить в дело свою индивидуальность, а не тупо повторять за взрослым. Нормально, если девочка имеет свое мнение.
Юленьке нравилось, что говорила мама, и она привыкла делать все тогда, когда хочет она и так, как хочется ей. Мало ли что от нее хотят? Она все сделает, но попозже и по-своему. Это ее природа!
Еще в природе Юленьки – опаздывать, и с этим она поделать не может ни-че-го. Она опаздывает всегда, она опаздывает везде, единственное что помогает – это ставить стрелки часов на 15 минут вперед и выезжать в аэропорт с запасом в час.
А это у Юленьки откуда? А это все из-за игрушек.
Юленька в детстве любила играть в игрушки. У Юленьки их было много, ей нравилось вытащить из-под кровати большой ящик с игрушками, сесть с ним посередине комнаты, вывалить из него все игрушки вокруг себя и с удовольствием играть. Во что? Ни во что.
Вот ей попадается на глаза кукла Саша, она играет с Сашей и ведет ее в магазин, в магазине она встречает куклу Дашу и играет в сестричек Сашу и Дашу, которые хотят, наверное, путешествовать, потому что у нее под рукой оказался самолет. Теперь она оставляет Сашу и Дашу и рулит самолетом, который готовится к взлету. Какая игрушка у нее под рукой – в ту игрушку она и играет. Игрушки сами подсказывали ей, что с ними делать, игрушки просили Юленьку в них играть – а вы знаете, как трудно отказывать?
Пирожок ей говорит: "Съешь меня", и ей приходится кушать пирожок, книжка-раскраска просит ее: "Раскрась юбочку, ну немножечко!", и Юленька начинает раскрашивать юбочку желтым фломастером. Почему желтым? Потому что он был под рукой и попросил ее: "Возьми меня!". И вот уже не Юленька управляет игрушками, а игрушки управляют ею.
Может быть, родители зря не научили Юленьку, что в игре должна быть цель, что должны быть правила, что игры должны не только развлекать, но и учить... Хотя - а как Юленьку этому научить, ведь игры – это же ее территория, и Юленька играет так, как хочется ей. Как могут родители в это вмешиваться?
Тем временем и другие вещи стали подчинять ее своей воле, и Юленька попала в плен. И теперь Юленька всегда опаздывает.
Не может же она перед выходом не проверить плиту и не убрать тряпку на место, но взяв тряпку в руки, ей хочется вытереть стол, а когда она вытирает, со стола нужно убрать лишнюю посуду, посуду нужно положить ее посудомойку (а куда же еще?), после чего помыть руки (а как же?), руки нужно вытереть специальным полотенцем, для чего нужно полотенце достать и не вешать обратно, а заменить, потому что его уже пора менять... И она пошла быстро поменять полотенце, хотя ей давно пора выходить и муж ее ждет. А когда муж сердится и начинает на нее шуметь, Юленька начинает суетиться, делает бессмысленные глаза и окончательно перестает соображать.
С мужем разговаривать вообще сложно. И не в том дело, что он Юленьку не понимает, а потому что постоянно критикует и придирается. Вот она только начнет что-то говорить, а муж ее перебивает: скажи сразу, без предисловий, коротко – что ты хочешь? Что ты хочешь сказать? Юленьку это только нервирует: сколько раз она ему объясняла, что сразу и коротко она не может, потому что у женщин другой тип мышления. Юленька пробовала рассказать мужу, что у женщины все связано со всем и и все важное, поэтому ей трудно выделять что-то главное, не обращая внимание на все остальное, но разве упертому мужчине что-то докажешь? Главное, пока Василий (так зовут ее мужа) за нею ухаживал, он со своей логикой к ней не приставал, только смотрел на нее влюбленными глазами и сердился только тогда, когда она говорила: «Мне пора».
А сейчас...
А сейчас Василий сердится, когда она говорит не по делу и требует, чтобы в серьезном разговоре она не вываливала все сразу, а говорила по порядку и без повторов, а то он путается и ничего не может понять. Юленька старается, но Василий придерется всегда: тут она сказала лишнее, тут категорична, в этом месте ошиблась и в принципе пошла уже по третьему кругу. Обидно же!
Однако на самом деле Василий у Юленьки вызывает чувство восхищения и трепета: дело в том, что Василий умеет думать. Он умеет не просто перебирать варианты, а действительно думать. Это очень похоже на колдовство: Василий иногда замолкает, его глаза останавливаются, но взгляд как будто начинает видеть то, что не видят другие. И – раз! Вдруг Василий говорит решение, которое бьет в точку.
В школе ее хотели обучить этому колдовству, но там это было не нужно и не интересно. Самое главное, что у Юленьки была прекрасная память, и учить теоремы ей было лишнее. Она прекрасно знала, когда ее вызовет учитель, а дальше легко: еще один взгляд на учебник, открытый на нужной странице, потом сказать у доски то, что ждет от нее учитель, и напоследок выкинуть весь этот мусор из головы, когда от доски возвращается к своей парте.
А глупые ребята этого не умели и все годы учебы в школе всерьез пытались что-то понять и разобраться. Юленька была отличницей, а мальчишки троечниками, но теперь Василий задирает нос, а Юленька спрашивает мужа: «А думать, это как?»
Что будет дальше? Дальше все будет, как обычно. К тридцати годам Юленька начнет смутно догадываться, что ее затруднения никакие не женские особенности, а проблемы развития, а проще говоря – рядом с мужчинами Юленька «не тянет». Лет через пять Юленька сама поймет, что она глупее мужчин. Она действительно не умеет думать, у нее «все связано со всем», она умеет говорить только от слова к слову, но не от смысла к смыслу. Вначале ей будет казаться, что это она одна такая... Но еще через пять лет до нее дойдет, что это касается не только ее, а практически всех окружающих ее женщин, а тогда она займет уверенную позицию в общей женской обороне, утверждая, что жизнь начинается с любви, а не с порядка, сердце безусловно важнее ума, эмоции убедительнее разума, а чувства не врут и глубже прямолинейной мужской логики.
Юленька, конечно, ты во всем права. Только, пожалуйста, не спорь с мужем, как нужно воспитывать дочку Вареньку. Варенька умница, Варенька – радость, хотя бы ее воспитайте как следует!
==========
Комментарий от Н.И. Козлова:
Никогда не соглашусь с утверждением, что все женщины — Юленьки и абсолютно все мужчины — Василии. Это просто неправда. По крайней мере вокруг меня немало семей с женщинами, которых я не могу не уважать: это женщины умные, сильные, прекрасные руководители. Они организованы, ведут учет времени, способны одновременно вести бизнес и растить несколько детей. С другой стороны, я знаю немало мужчин, которые очень похожи на Юленьку — дисциплины нет, опаздывают, прокрастинируют и легко впадают в эмоции.
Уверен, вам тоже хорошо знакомы и такие мужчины, и такие женщины.
В этом рассказе речь о другом. Это рассказ не конкретной девочке и даже не о современных мужчинах и женщинах. Это в первую очередь рассказ о современном воспитании, о культуре современного воспитания, очень спорной культуре. Тут говорится о традиционных ошибках современных родителей – и особенно ошибках в воспитании девочек.
Современное воспитание все больше растит инфантилов, и история Юленьки — это история большинства современных детей. И при этом наибольшую тревогу у меня, как и у автора, вызывает все-таки воспитание девочек: похоже, что именно здесь большинство родителей совершают самые серьезные ошибки. Я уверен, что наша задача – бить в колокол, показывать последствия этих ошибок и подсказывать, как должно выглядеть разумное воспитание. Очень хочу, чтобы это стало и нашей общей задачей.
Комментарии (1):
Интересно, как к такому, умеющему думать и принимать решения, Василию затесалась в жены такая, плохо развитая Юленька?
И теперь ему, нашему идеалу совершенства, надо и Вареньку, и Юленьку воспитать!
Дай-то Бог ему здоровья! Раз уж ума дал, как-то, недостаточно.
Жизненные наблюдения: Юленька и Васенька, чаще всего, два сапога - пара. Тот, кто умеет слушать, говорить тезисами и т.д., бестолково лопочущих в жены не берет. А если взял, то много к Васеньке вопросов по поводу его способности кого-то воспитывать.