Кого будешь спасать при пожаре, ребёнка или жену?

30 марта 2019 г. в 02:22

Автор: Лина Романова, психолог

Сократ, великий философ и многодетный папа, как вы помните, обожал выйти на площадь и задать сложный вопрос своим современникам. Один из таких вопросов я попыталась вынести на всеобщее обсуждение в наши дни. Вот, что из этого вышло.

Был обычный осенний вечер. Домочадцы разбрелись по своим комнатам. Я читала Сократа. Один вопрос меня ошеломил. Он спрашивал: «Если будет пожар, и можно спасти лишь кого-то одного, кого спасешь жену или одного ребенка?». Все мужчины ответили: «Ребенка, конечно». Сократ сказал: «А я спасу свою молодую жену. Мы погорюем вместе, и она родит мне еще детей. А если спасу ребенка, то горе будет и мне, и ему. Он своим видом будет всегда напоминать мне о трагедии. А сам ребенок потеряет и братьев-сестер, и мать, а потом обзаведется мачехой, которая не сможет его любить как любила мама». Конечно споры не утихали долго. Мне стало интересно, что ответит мой муж. Спросила, не отрываясь от чтения, он ответил: «Ребенка. Все спасут ребенка. Он беззащитен и… ну, не знаю, буду спасать всех, но если одного, то ребенка». Я ему рассказала про Сократа. Он отложил газету. Весь вечер мы обсуждали этот вопрос. Он оказался нереально сложным.

Утром оба отправились на работу, дети в школу и детсад. День у меня был насыщенный, о Сократе я не вспоминала. Напомнил муж, вечером: «Я думал меня на работе убьют сегодня. В перерыве, за обедом завел разговор о Сократе, задал его вопрос сослуживцам. Ответы были очевидными. Я сказал, что вечером и сам так ответил, но с утра поменял свое мнение, Сократ убедил своими доводами» (для меня это стало откровением). По словам мужа все перестали есть. Начали кричать и доказывать, звонили друзьям и народ подходил из других отделов. Наконец, позвали женщин из бухгалтерии, и те тоже, в один голос, стали говорить: «С ума сошел? Жену поменять можно на другую. Ребенок — твоя кровь!». Спасение пришло в виде начальника. Тот обнаружил отсутствие всех работников на местах в рабочее время, примчался на голоса и разогнал несанкционированный митинг.

Муж вернулся к работе и обнаружил пенсионера, своего сослуживца, на рабочем месте. Тот в диспуте не участвовал, обед пропустил в силу своего трудоголизма, да и туговат был на ухо старикан, не особо на работе с кем общался. «Чего все орали-то? Премию отменили что ли?», — присел передохнуть ветеран. «Да, нет, тут философский диспут возник…», — муж и ему задал вопрос. А старичок был семьянин, кстати: с женой сорок лет вместе, три сына, каждому дом строил своими руками, пять внуков, все любят его в гости ходят. Старик призадумался: «И что, все сказали ребенка выберут, спасая? А я бы бабку свою выбрал! Дети, они — гости в семье, вырастают и разлетаются из гнезда. Да, любят меня, и я их, ходят в гости. Да, только каждый — оторванный ломоть. А с бабкой своей я и умирать буду».

Мудрость этого старика потрясла. Подумалось, может потому у нас столько разводов, что не ценим мы семью правильно. Может быть, главное не наши дети и ради них все? Может быть, все будут счастливы, лишь когда родители ценят друг друга превыше всего?

А вы бы кого спасали при пожаре?

Файлы:

Комментарии (39):

Гость, 04 апреля 2019 г. в 17:53

По логике Сократа, все равно ребенок важнее, только не существующий, а будущий. Также, по логике Сократа, никого спасать не надо, т.к. жену можно новую найти, а в пожаре, можно и самому сгореть. А ребенка вообще не надо спасать, т.к. теоретически от пережитого стресса можешь стать импотентом. Тут не учитывают, что во времена Сократа была очень большая детская смертность, и к детям до достижения ими взрослости и самостоятельности, относились как к чему-то эфемерному - сегодня есть - завтра умер. Кроме того, во времена Сократа, жена не могла так просто уйти от мужа, а сейчас после такого стресса и возможных упреков - "Лучше бы ты спас нашего любимого сына-дочку, чем меня" - то скорее всего пара распадется.

5 ответов
Гость, 08 апреля 2019 г. в 23:41

Что бы ты не выбрал, в любом случае пожалеешь.

1 ответ
Гость, 02 января 2020 г. в 19:23

Но в одном из случаев ты пожалеешь меньше, а в другом больше!

Гость, 21 мая 2019 г. в 12:49

Спасать надо ребёнка, жена сама спасется, если ребёнка можно - значит и жена сможет.

1 ответ
Гость, 02 января 2020 г. в 19:22

А если жена пострадала? Тут вопрос в том, кого ты выберешь несмотря на обстоятельства! Представь что преступник говорит тебе, что убьет только одного, и ты должен выбрать! И лучше заранее продумать свой выбор, чтоб потом не пожалеть!

1 ответ
Гость, 18 августа 2020 г. в 16:16

Естественно жену! Жена - это почти безлимитные дети.

Гость, 19 августа 2019 г. в 21:53

Вы - супер!

Гость, 16 октября 2019 г. в 16:18

"Я читала Сократа" - после этой фразы можно дальше не читать. Сократ не писал книг, все записи о его учении были сделаны позднее Платоном и Ксенофоном. А если серьезно, то в критической ситуации действуют интуитивно, на основании эмоций. Собственно, мозг сначала принимает решение, а уже потом его рационализует. Что первое придет в голову конкретному человеку, то и будет правильным - правильным именно для него. И вся мудрость веков здесь ни при чем, поскольку решение всегда опирается на глубинные ценности конкретного человека. Сократ любил подобные загадки, за что и поплатился жизнью.

Гость, 02 января 2020 г. в 19:49

Эм, а какое отношение смерть родственника имеет к импотенции? Ты вообще значение этого слова знаешь? И правильно делали, что к ребенку так относились во времена Сократа, ведь ребенок становится личностью только годам к 12-ти, когда начинается подростковый возраст, да и то личностью еще не сформированной окончательно! А до 12-ти практически все дети одинаковые (ну бывают конечно вундеркинды) и тогда смерть этого ребенка аналогична аборту: этот умрет, но появиться точно такой же. А взрослый человек, т.е. жена, уже давно сформированная личность, она одна такая, за что ты ее и любишь, и больше такой другой не найти! Но если жена не любит мужа и не удосужится поддержать его даже после того, как он погубил их ребенка, то действительно ни к чему такая жена (но если муж ее любит даже если она об него ноги вытирает - а любить свою вторую половинку несмотря ни на что - это одно из высших проявлений любви - то ее предательство тоже не повод спасать ребенка).

Гость, 06 апреля 2019 г. в 16:07

Сократ мудр. А детоцентризм в современной РФ уже куче детей жизнь испортил. Возможно, пришло время вспоминать Сократа. И как минимум задумываться. Не о том, на кого и как быстро можно сменить супруга, а о том, как стать с тем, кто рядом, двумя половинками одного целого - счастливыми супругами, любящими родителями.

Чуевская Елена, 09 апреля 2019 г. в 23:33

Сократ был мудр - для своего времени. Большая детская смертность и высокая рождаемость делали ответ Сократа логичным. Для нашего времени мудрость иная. Вырастить ребенка можно и одному родителю. Не факт, что жена согласится "нарожать новых" детей. В каждого ребенка родители вкладывают много, намного больше сил и души, чем во времена Сократа. Общее для времени Сократа и нашего времени: ценность детей. Будущих и настоящих. Старшее поколение отдает силы молодому поколению. Вижу, что это нормально и правильно. Во имя жизни на Земле. Пенсионер, собирающийся спасать жену, меня потряс. Но точно не мудростью. Если Сократ собирался со спасенной женой родить еще детей, то здесь речь не об этом. Кажется, речь не о благодарности и любви к жене, а просто о житейском удобстве. "Кто ж меня, любимого, будет обслуживать - готовить, убирать, заботиться? Дети живут своей жизнью". Простой эгоизм - спасу того, кто мне удобнее, кто больше сделает для меня. Хотелось бы верить, что ошибаюсь.

4 ответа
Гость, 24 апреля 2019 г. в 13:11

Нет! Спасу того, кто для меня, для детей, для семьи, для жизни больше сделал. Это называется - БЛАГОДАРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, ПРЕДАННОСТЬ. Вы правильно написали - Вам кажется!

Квашнин Игорь Анатольевич, 30 апреля 2019 г. в 18:57

Правильно дед сказал, а дети с вами жить не будут, если они нормальные.

Гость, 08 мая 2019 г. в 17:21

Вы правы на 100%! Разные временные точки - это раз! Эгоцентризм старикана-начальника, прикрываемый архаичной логикой Сократа - это два! Если бы моя жена на моих глазах оставила бы гореть заживо нашего сына, я бы ей этого не простил и не понял бы никогда. Да и самому жить с таким фактом оставшуюся жизнь не понравилось бы ни одному адекватному родителю. Защищать свое потомство ценой собственной жизни - это инстинкт свойственный даже животным. В общем это уже ИМХО

2 ответа
Гость, 10 мая 2019 г. в 15:10

Соглашусь (если что, я жена и мать :)) Мне бы не хотелось знать, что я живу, потому что мой ребенок погиб. Насчет заключительных вопросов "может... может... может..." (вызывает ассоциации с "Пластилиновой вороной", ну да ладно) - для того, чтобы действительно разделить точку зрения Сократа, надо жить в ЕГО реалиях: высокая детская смертность, многодетность как норма жизни (т. е. детей много, а мать у них у всех одна), и т.д. Просто так начать "родителям ценить друг друга превыше всего" не получится.

1 ответ
Гость, 02 января 2020 г. в 20:33

А до того, как семейная пара стала родителями, как они умудрились стать семьей, если они не ценили друг друга превыше всего?! Или раньше ценили, а сейчас не получается?! Чтобы семья была по-настоящему счастливой, муж и жена должны позиционировать себя, в первую очередь, не как родители, а как семейная пара!

Гость, 02 января 2020 г. в 20:17

Значит вы не любите свою жену, ведь любить свою вторую половинку - значит прощать ее не смотря ни на что! И люди, в отличие от остальных животных, в своих решениях опираются не только на инстинкты, но и на свое сознание! И жить с фактом того, что вы оставили гореть свою жену, не понравилось бы ни одному нормальному мужику! Так что уж лучше быть нормальным мужиком или нормальной женщиной, чем "адекватным родителем бесполого происхождения"! И то, что во времена Сократа не было детоцентризма, делает ту эпоху в этом вопросе куда адекватнее нынешней! И с чего это вдруг "старикан" эгоцентричен, он же не говорил, что его точка зрения единственная допустимая! Просто у него, во-первых, больше жизненного опыта. А во-вторых, то, что половина человечества придерживается другого мнения, это их проблемы!

Гость, 26 декабря 2019 г. в 18:24

Вот из-за таких, как вы, мир вокруг и похож на серую мышь с абсурдными радостями! Все эти ваши фразочки "дети цветы жизни" и "дети моя плоть и кровь"! Так спасайте уж себя - вы же тоже ваша плоть и кровь! Старшее поколение отдает силы молодому, потом это молодое само становится родителями и отдает свои силы детям и так до бесконечности: они словно перекладывают свои дела друг на друга - "вот я не жил для себя а жил для тебя ребенок мой, теперь ты должен точно также жить не ради собственного счастья а ради своих детей!". И кто скажите мне в итоге будет ЖИТЬ, а не надеяться на следующее поколение?! Да Сократ был мудр для своего времени, но это означает, что его эпоха в этом вопросе была куда адекватнее нынешней! И не думаю, что тот пенсионер хотел спасти свою жену только потому, что она бы больше о нем заботилась. Он хотел спасти ее потому, что прожил достаточно чтобы понять, что у детей своя жизнь, что они действительно гости в семье которые никогда не станут настолько близки к нему, как его жена, с которой он прожил всю жизнь, и с которой был вместе в самые лучшие годы своей жизни, т.е. когда был молод! Конечно, есть люди, которые по сто раз женятся-разводятся и, ежу понятно, почему дети для них важнее. Но лично я думаю, что нормальный мужик должен во-первых выучиться и получить хорошую работу, чтобы стать достойным женщины, которую он любит, во-вторых жениться на этой женщине, а уж потом заводить детей. На первом месте - жена, на втором - работа и дети. А женщина должна быть для мужчины как человек, с которым он всегда может отдохнуть от проблем этого мира, который его всегда поддержит и никогда не придаст!

1 ответ
Slava, 21 сентября 2024 г. в 22:20
Цитата «На первом месте — жена, на втором — работа и дети». Нет. На первом месте всегда любимое дело и только так.
Гость, 10 апреля 2019 г. в 16:28

Когда спасают, не выбирают! Спасают того, кто ближе к тебе находится. Это такой же тупой вопрос, как и вопрос к ребенку о том, кого он больше любит, папу или маму.

2 ответа
Гость, 06 октября 2019 г. в 16:31

У меня сын на такой вопрос лет с пяти отвечал: колбасу!

Гость, 02 января 2020 г. в 18:02

Эм... Ну может быть папу и маму можно любить одинаково, или вообще не любить, а поддерживать с ними хорошие отношения ради наследства)) Кто на вопрос, кого ты любишь больше жену или ребенка, ответит, что больше любят ребенка? С женой и поговорить и заняться сексом можно. А что с ребенком? Только горбатиться на работе, чтобы его прокормить! А говорить с ним нет смысла: вы же к разным поколениям принадлежите - он вас не поймет и вы его, только спорить друг с другом будете!

Гость, 09 мая 2019 г. в 19:24

Может для мужчины тут есть о чем подумать, а для женщины однозначно ребенок, материнский инстинкт спасать ребенка даже ценой собственной жизни работает у всех самок млекопитающих и птиц и в критическую минуту не будешь раздумывать, вот мол он останется сироткой и жизнь у него будет трудная, а ладно, пусть помирает.

2 ответа
Гость, 15 мая 2019 г. в 23:05

Вообще-то материнский инстинкт работает и по-другому. Например самка косули, убегая от хищника, вполне может абортировать своего детеныша. Именно потому что еще нарожает, а иначе съедят обоих...

Гость, 02 января 2020 г. в 18:18

Ну у людей же в отличие от животных кроме инстинктов есть и разум, они наделены способностью сознательного выбора (даже в критической ситуации, если вы конечно не паникер). А вообще вы правы, женщины и должна так поступать, ведь они заботятся об окружающих больше чем о своих личных интересах. А вот мужчине можно спасти жену даже если она будет против этого, т.к. не все мужики настолько "христиане" чтобы жертвовать своим счастьем.

Гость, 19 августа 2019 г. в 22:00

Пусть взрослый человек сам себя спасает, ему это по силам. Ну можно дорогу прокладывать, с ребенком на руках, если жена не может просто бежать за мужем по протореной дорожке, то нафик нужна такая беспомощная жена, извините за просторечие. Автор и её муж, на мой взгляд, поддались не логике Сократа, а были продавлены катком его авторитета, имхо.

1 ответ
Гость, 02 января 2020 г. в 18:37

По-моему только слабаки придумывают отговорки в стиле "а если бы кабы": "а если жена будет бежать следом", "а она же взрослый человек" и т.д. Тут не нужно учитывать обстоятельства, в этом и вся суть! Эта ситуация подразумевает, кого бы вы выбрали, если бы преступник сказал, что убьет только одного. И человек должен заранее знать, кого он выберет, иначе потом может сильно пожалеть о неправильно сделанном выборе!

Гость, 19 августа 2019 г. в 22:03

Да и вообще, пусть муж спасает ребёнка, а жена второго ребёнка.

1 ответ
Гость, 02 января 2020 г. в 18:42

А если ребенок только один? А если, скажем, жена пострадала? Суть вопроса в том, что не нужно опираться на обстоятельства! Нужно заранее сделать выбор, чтобы потом не пожалеть!

Гость, 08 ноября 2019 г. в 06:33

Не хотел бы иметь таких родителей, которые обсуждали такие темы. Фактически они уже оставили своего сына. Ведь это большое горе. Великий бог и милосердный да не даст такому случится. Ведь дети - это наше будущее, это продолжение тебя.

1 ответ
Гость, 02 января 2020 г. в 19:15

А, то есть когда родители обсуждают такие темы, подчеркиваю, НЕ ПРИ РЕБЕНКЕ, это грех, а когда мужик ПРИ ЖЕНЕ ОТКРЫТО сказал, что ему плевать на нее, и что он будет спасать ребенка, это норма?! Во-вторых, бога нет, а те люди, которые слепо верят в него отталкивая здравый смысл и НАУКОЙ ДОКАЗАННЫЕ ФАКТЫ, что бога не существует, просто неудачники, которые думают, что если молиться богу, то всего можно достичь! Кстати такие неудачники на протяжении многих лет гнобили адекватных людей, которые занимались наукой и действительно приносили пользу, объявляя их еретиками! Думаю, ради справедливости пора бы уже верующих объявить еретиками и издеваться над ними также, как они в свое время издевались над нормальными людьми! А в-третьих, если дети это "продолжение тебя", то почему бы тебе вообще не спасти себя любимого?! Вот в этом проблема общества, что они молятся на следующее поколение, а на своих жен и мужей им плевать! Так зачем тогда вообще жениться или выходить замуж, если не любишь свою вторую половинку, если не готов ради нее отправить весь мир, себя и в особенности своих детей, как говориться, на вечные страдания в ад?! Для каждого человека, если он не фригидный м*дак, на первом месте должна стоять вторая половинка, на втором - работа, а уж на третьем дети и прочие родственнички!

Гость, 07 марта 2020 г. в 19:51

А если Вы - сосед? Кого бы Вы спасли?

Гость, 07 марта 2020 г. в 19:56

Если бы у меня такая возникла ситуация,я бы спасал жену! Почему пишу если бы? Не женат!

1 ответ
Гость, 04 декабря 2020 г. в 20:11

Как вам такая логика. У мужа вашей дочери появляется выбор, он спасает свою маму или свою жену (вашу дочь). Думаю каждый родитель желает своим детям лучшего, поэтому в данной ситуации вы бы сами должны были попросить своего сына, что бы он спас свою жену. Но что уж я глагольствую, вы же всё равно ответите, что "Настоящей любви в наше время нет, поэтому спасай меня сыночек". Исходя из этого, старший должен всегда погибать за младшего. Тем более, что вы с женой уже сделали свой выбор рожать ребенка или не рожать, а значит взяли на себя ответственность за возможный исход таких событий. Не рожали бы, тогда бы вопросов небыло, а так несите ответственность.

Гость, 07 июня 2021 г. в 02:01

Конечно, жену спасать надо. Без вариантов. Детей можно еще нарожать, невелика ценность.

Гость, 24 июня 2021 г. в 15:09

Здоровая система ценностей: на первом месте бог, на втором я и моя вторая половинка, на третьем всё остальное - дети, родители, работа, хобби, друзья и т.п. Когда эта система нарушается, и ребёнок ставится выше супруга, возникает перекос, т.н. моральный инцест. Страдают от этого все, и дети в том числе. Вырастить счастливых детей могут только счастливые родители.

Гость, 14 марта 2022 г. в 21:12

Думаю, что многие слышали фразу, родственников не выбирают, и это правда. Мы не выбираем родителей, братьев/ сестёр и т.д. единственный человек, которого мы выбираем это муж/ жена, это наш осознанный выбор, собственно поэтому муж и жена самые родные и близкие люди.
P.S когда дедушка лежал в больнице, после тяжёлой операции, бабушка и все дети приехали к нему, все дети пошли, а бабушка сидела в коридоре, мимо проходил лечащий врач, уже в преклонном возрасте, подошёл к бабушке и спросил, жена его? Она ответила да. Врач сказал, что она должна была пойти первой, потому что они самые полные и близкие люди, а дети гости, у которых есть свои семьи.

1 ответ
ААА, 20 ноября 2023 г. в 05:19
а если выбор между детьми и родными (родной братишка), как бы поступили.
Евгений, 17 мая 2024 г. в 12:00
Читая коменты понял, что все не поняли суть вопроса Сократа. Спасая жену вы, обретаете благо вашей семье. И если с вами что-то случится, ведь единственная, кто о вас будет заботится — это ваша жена. Дети улетают из гнезда, и у них отдельная жизнь, не привязанная к вам. А жена — это святое, и в горе и радости.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Мудрость
Ум - это еще не мудрость. Ум нужно дорастить до разума и дополнить опытом. Когда через опыт человек обретет ответственность и дойдет до понимания ценности сотрудничества, человек обретает мудрость.
01 окт. 2022 г.
Выбор «Подводная лодка»
Выбор «Подводная лодка» — трудный выбор, когда нужно решать, кому дать жизнь, а кого оставить на смерть. Эта проблемы обсуждается в книге Н.И. Козлова «Философские сказки».
08 июл. 2023 г.
Кого будешь спасать при пожаре: ребенка или мужа?
Размышления о том, ценим ли мы мужчин.