Рецензия. «Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом...» Вачкова И.В.
Автор: Кирилл Карпенко
Статья опубликована: Школьный психолог. - 2011. - № 17.
Сказкотерапия возрастных ограничений практически не имеет. Поэтому для практических психологов, работающих и с детьми, и с взрослыми эта техника очень привлекательна. Сказка воздействует на клиента мягко и деликатно, не вызывает его сопротивления при восприятии болезненной информации. Дети с самых ранних лет привыкают к сказкам, воспринимают их как что-то тёплое, близкое. Впрочем, сказки любят не только дети, но и взрослые, ведь фантастика и детектив, по сути, тоже сказки, поскольку являются вымышленными историями. Методы сказкотерапии удобны и эффективны, поэтому данное направление практической психологии с каждым днём становится всё более популярным среди специалистов. И в то же время основательных трудов по этой теме чрезвычайно мало.
Поэтому новая серия издательства «Генезис» «Сказкотерапия: теория и практика» не должна остаться без внимания психологов. Серию открывает книга Игоря Викторовича Вачкова, президента международного Сообщества сказкотерапевтов, автора таких книг, как «Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке», «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку», «Метафорический тренинг», а также множества развивающих и психокоррекционных сказок.
«Введение в сказкотерапию» это и теория и практика. Первый раздел монографии посвящён теоретическим вопросам сказкотерапии: понятию «сказки», «сказкотерапии», типологии сказок, сказочной метафоре, являющейся ядром сказокотерапевтической работы, и др. Интегративная сказкотерапия была определена автором как «такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки (и близких ей жанров), позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создаёт условия для становления их субъектности».
Во втором разделе описаны сказкотерапевтические методы и приёмы. Отдельная глава посвящена использованию притч. Третий раздел содержит «Каталог сказкотерапевтических игр и упражнений».
Данное издание будет полезно и опытным сказкотерапевтам, и тем более начинающим. Первые смогут уточнить свои методологические воззрения и найти новые сказкотерапевтические игры и упражнения. Вторые сформируют адекватное представление о методе и получат хорошую базу методик по сказкотерапии. Говоря словами Игоря Вачкова, «сказкотерапия — это достойный инструмент из арсенала практического психолога. И использовать его следует максимально эффективно». Представленная книга будет в этом надёжным помощником.