В.В. Петухов. Общая психология. План лекций
31 декабря 1999 г. в 21:00
Из курса лекций лауреата Ломоносовской премии профессора В.В. Петухова, МГУ, 1997-98 гг.
Раздел 1. Введение в психологию.
Тема 1. Общая характеристика психологии как науки.
- Вопрос 1. Из истории донаучной психологии. Психология и философия. Сознание как первый предмет психологии. (Лекция 1).
- Вопрос 2. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии. Специфика научно-психологического знания.
Тема 2. Становление предмета психологии.
- Вопрос 1. Проблемы анализа сознания в философии. Декарт.
- Вопрос 2. Классическая психология сознания: факты и понятия. Структура сознания и его свойства. Развитие представлений о сознании. Гештальт-психология. Возможности и ограничения метода интроспеции.
- Вопрос 3. Проблема объективности в психологии. Предмет и задачи психологии поведения.
- Вопрос 4. Проблема бессознательного в психоанализе.
- Вопрос 5. Категория деятельности в психологии. Единство сознания и деятельности.
Тема 3. Общее представление о личности и ее развитии.
- Вопрос 1. Понятие субъекта, личности, индивидуальности, индивида. (Лекция 8)
- Вопрос 2. Общее представление о развитии личности. Личность в онтогенезе.
Тема 4. Возникновение и развитие психики.
- Вопрос 1. Критерии психического. Гипотеза о возникновении и развитии чувствительности (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец). Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я. Гальперин).
- Вопрос 2. Стадии развития психики и поведения животных.
- Вопрос 3. Сравнение психики животных и человека. Основные особенности трудовой деятельности и их физиологические предпосылки. Возникновение действий и необходимость сознания.
Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности.
- Вопрос 1. Краткие сведения из социологии. Социальные позиции, нормы, ожидания. Социальные роли и их присвоение.
- Вопрос 2. Социализация индивида как присвоение культурного опыта, понятие высшей психической функции (Л.С. Выготский).
Тема 6. Строение индивидуальной деятельности человека.
- Вопрос 1. Понятие потребности и мотива. Функции мотива. Строение потребностно-мотивационной сферы. Специфика потребностей человека.
- Вопрос 2. Понятие действия. Действие и деятельность: проблемы возникновения новых мотивов.
- Вопрос 3. Действия и операции. Виды операций. Уровни построения движений.
Тема 7. Человек как субъект познания.
- Вопрос 1. Познание и психологическая специфика его изучения. Познание и сознание. Познание и мотивация.
- Вопрос 2. Основные определения познавательных процессов.
- Вопрос 3. Понятие образа мира и его роль в исследовании познания.
Раздел 2. Человек как субъект деятельности или психология личности.
Тема 8. Основные подходы к изучению личности.
- Вопрос 1. Каковы единицы изучения индивидуальности (личности)?
- Вопрос 2. Каково происхождение данных свойств и способов поведения?
- Вопрос 3. Каковы способы работы психологов с этими людьми?
Тема 9. Индивидуальные особенности человека: способности, темперамент, характер.
- Вопрос 1...
Файлы:
Комментарии (0):
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Общая психология
Общая психология изучает психику нормального взрослого человека, его восприятие и мышление, память и внимание, волю, характер и личность в целом. Общая психология также исследует, откуда и как эта психика появилась и как она развивается. Как рождается психика? Какими путями психологи проникают в загадочный мир человеческой души? Какие механизмы лежат в основе восприятия действительности? Как научиться не только запоминать, но и забывать? Почему мы замечаем одни вещи и не видим другие? Какие осознаваемые и неосознаваемые мотивы определяют поведение людей?
31 дек. 1999 г.
Петухов, Валерий Викторович
Валерий Викторович Петухов (15/IX/1950 - 6/IX/2003) родился в Болшево Московской области. В 1968 г. он поступил факультет психологии МГУ им.М.В. Ломоносова, который на всю жизнь стал для него вторым домом. Своими главными учителями он считал Елену Юрьевну Артемьеву, Алексея Николаевича Леонтьева и Мераба Константиновича Мамардашвили. После окончания аспирантуры в 1976 г. и успешной защиты диссертации «Психологическое описание визуальных способов решения геометрических задач» Валерий Викторович работал преподавателем на кафедре общей психологии (в должности ассистента, доцента и профессора). С июля 2003 г. он приступил к исполнению обязанностей заведующего новой кафедры методологии психологии. На протяжении многих лет Валерий Викторович был членом Ученого совета факультета, заместителем заведующего, председателем учебно-методической комиссии и членом Совета кафедры общей психологии.