Уместность творческого подхода по раскладу ответственности
Творческий подход к раскладу ответственности учитывает не только посильность задачи, но ориентирован на целесообразность и педагогический эффект. Этот подход иногда выходит за рамки традиционного здравого смысла и, как самостоятельное творческое решение, может быть рекомендован только в отношении адекватных и компетентных людей высокой культуры, готовых и умеющих решать вопросы самостоятельно, обдумано и ответственно.
Самостоятельное, свободное распоряжение ответственностью хорошо, но не для всех и не всегда - это примерно то же, что возможность ездить по дорогам без правил. По умолчанию пусть правила будут и будут соблюдаться, но в специальных ситуациях компетентные люди могут выходить за рамки общепринятых правил (скорая помощь едет по вызову). Аналогично, компетентные люди могут свободно управлять объемом своей или чужой ответственности в специальных ситуациях и для специальных задач.
Общепринятый взгляд на определение ответственности (с точки зрения правил) разбирается с прошлым и исходит из принципа "Потому что": «За это отвечаешь ты (отвечаю я), потому что…».
Ориентиры общепринятого взгляда - возможность влиять на происходящее и трудность ситуации. Чем больше мы можем влиять на происходящее, можем что-то предусмотреть, подготовить, исправить - тем больше на нас ответственности. «Я был обязан…» Чем труднее ситуация, тем ответственности на нас меньше. «А что я мог поделать??»
Самостоятельное решение обычно смотрит в будущее и руководствуется здравым смыслом, целесообразностью и педагогическим взглядом: «Я беру ответственность, сколько и когда считаю нужным, для того, чтобы…» Это проявление позиции Руководителя
Руководствоваться общепринятыми принципами полезно тогда, когда человек ленивый и, используя самостоятельное изворотливое мышление, может захотеть от ответственности улизнуть. Решать вопрос самостоятельно уместнее для людей высокой культуры: умных, любящих и заботливых.