Твой выбор — твоя ответственность
Автор: Каст-Цан Аннете
Представьте себе: малыш сыт и сух. Он здоров и весел, вы как раз полчаса его развлекали. А теперь вы положили его на одеялко к игрушкам и занялись своими делами. Он не хочет быть один и начинает плакать. Что вы делаете? У вас есть выбор: вы прервете работу и начнете его утешать? Вы всегда так делаете, если он плачет? Что учит ваш ребенок при этом?
Он учит: «Мамуля отвечает за мое настроение и самоощущение. Если я в плохом настроении, это ее задача его изменить». Этот ребенок не имеет шанса взять на себя ответственность за свое развлечение, он не учит: «Я могу заплакать когда захочу. Но я могу и перестать, если мне придет в голову что нибудь получше». Мама забирает у него решение «плакать или не плакать» и уже оказывается одной ногой в замкнутом круге «борьбы за внимание».
И для полной ясности: наша рекомендация не звучит как «оставить плакать пока ему не надоест». Когда ребенку действительно нужны помощь и утешение, многие родители узнают это с первых недель его жизни по звукам и голосу. Если он плачет от скуки, злости, упрямства или для получения желаемого, нужно дать ему научиться успокаиваться самому. Родители могут оставаться в непосредственной близости, каждые несколько минут спрашивая «Хочешь дальше поплакать или хочешь теперь поиграть? Или взять ненадолго на руки.
Не забывайте: Ваш ребенок имеет право на плохое настроение. Вы можете от него требовать, чтобы он мог время от времени сам себя развлекать, но не можете заставить его это делать охотно. Весело и расслабленно переносить плач вашего ребенка – если у него нет действительно серьезной проблемы – очень и очень полезная способность. Все родители и их дети могут от этого лишь выиграть. Успокоился ребенок сам? Значит у вас есть дополнительное основание с ним, теперь уже с бОльшим удовольствием, позаниматься.
То, что начинается в младенчестве, продолжается и в более старшем возрасте. Все больше и больше решений насчет собственных потребностей ваш ребенок может принимать сам. И сам почувствовать их последствия. Например вы можете и должны устанавливать когда и что вы предложите ребенку на обед. Но никто другой, кроме ребенка не должен решать, сколько он ест! Как только он больше не хочет, еда должна быть окончена. Он быстро научиться ориентироваться в количествах и своих желаниях, если конечно вы ежедневно питаетесь в одно и то же время. Доверяйте вашему ребенку, он действительно может это решать сам. Кто ходит с ложкой в руке за ребенком, чтобы впихнуть еще кусочек, уже двумя ногами увяз в круговороте «борьба за внимание». Когда ребенок отказывается есть, он попадает в самое уязвимое место матери. Ребенок чувствует, что эта область подходит как нельзя лучше для «борьбы за внимание».
Родители с детьми детсадовского возраста жалуются особенно часто на копание по утрам. Они знают: в 9 утра будет сад закрыт. На самом деле это их задача – вовремя привести ребенка в сад. Но аккуратно ли ребенок причесан, или аккуратно одет, или было ли у него время на завтрак – это может решить он сам. Если он чувствует себя ответственным, вряд ли он будет устраивать каждое утро «цирк» с одеванием.
Самая мучительная тема у детей школьного возраста – домашние задания. Вопрос: кто в вашей семье чувствует себя ответственным за правильное и полное их выполнение? Вы или ребенок? Отдайте его вашему ребенку. Вы можете установить ему границы – когда и как долго он их выполняет. Но об их аккуратности, правильности и полноте разрешите ему решать самому. Лишь в этом случае он может чувствовать себя ответственным за последствия. Вы можете конечно быть в курсе дел, предложить свою помощь, проверять, возможно указывать на ошибки и поддерживать контакт с учительницей. Таким образом теряет смысл борьба за власть в доме.
И для всех возрастов действует правило: передайте ребенку решение о проведении собственного свободного времени. Если вы без пауз развлекаете дитя, он не поймет собственные потребости и не сможет проявить способности. Если вы уже возите ребенка с одного занятия на другое, не упускайте из виду его право на свободное развитие личности. Это же действует и для школьников. Чем меньше времени распланировано, тем чаще будет возникать вопрос: «Мама, мне скучно! Что мне делать?»
Ваш ребенок имеет право на скуку. Не допускайте ни в коем случае, чтобы каждая свободная минута была автоматически заполнена телевизором, компьютером и т.д. Ваш ребенок должен и может нести ответственность за свою скуку. Он должен и может сам решать: «Хочу я болтаться по дому и ничего не делать или я придумаю что нибудь поинтереснее?» Иногда ему хочется просто полениться, и мы, родители, должны это принять. А иногда из скуки возникают лучшие идеи креативного проведения времени.
Многие родители задают вопросы: «Как я могу быть уверена, что ребенок не будет целый день плакать? Что он действительно достаточно съест? Что он не будет каждый день приходить в детсад в пижаме? Что он домашние задания и без моего нажима сделает? Что ни не будет шататься по дому без дела целый день?
Вы не верите, что ребенок может это решить сам? Рассчитываете всегда на самое плохое? Значит, с большой вероятностью, именно это и случится. Дети чувствуют недоверие и теряют мужество.
Ваша установка должна звучать: «Я знаю, что ты сможешь это сам решить. Я уверена, что ты сделаешь все правильно». Будете ли вы об этом говорить вслух или нет - неважно. Ребенок чувствует вашу внутреннюю установку. Ваше доверие очень поможет вашим детям принимать самостоятельные решения и отвечать за последствия.