Стадии нравственного развития ребёнка (Л. Кольберг)
Автор: Лоуренс Кольберг, психолог
Источник vikent.ru
Лоуренс Кольберг – в русле идей Жана Пиаже – он утверждает:
1) Моральное развитие детей осуществляется по определённым стадиям;
2) Каждая стадия характеризуется качественными различиями;
3) Стадии идут в определённой последовательности, так что ни одна стадия не может быть пропущена, и не существует обратного движения;
4) Качественные особенности стадии - это доминирующая характеристика морального развития ребёнка в данный период, при этом ребёнок может демонстрировать понимание морали соответственно уже пройденным стадиям и порой переходить в своём понимании на следующую, более высокую стадию (но не дальше). Переход ребёнка на более высокую стадию невозможен без поощрения, обучения или практики. Более того, дети склонны задействовать высшую из достигнутых к настоящему времени стадий.
Для удобства все выявленные учёным стадии можно представить в виде таблицы:
Шесть стадий морального развития по Лоуренсу Кольбергу
Критики считали, что Лоуренс Колберг не учёл в своих стадиях различия между девочками и мальчиками, а также культур, где сильна ориентация на мнение группы (а не на развитие индивидуума).