Дети, у которых есть все, воспитанию не подвержены
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
У наших детей есть всё. Они ни в чем не нуждаются, они спокойны, им хорошо, наши дети счастливы. И это ужасно.
Сегодня пол детской комнаты завален игрушками, а ребенок уткнулся лицом в айпэд с новой игрой: у ребенка есть всё и он счастлив. Рядом с ним стоит тарелка с его любимыми чипсами, он лениво запихивает в рот чипсы и запивает их возлюбленным спрайтом. Даже со своим обычно равнодушным лицом ребенок на вершине блаженства, потому что у него есть всё, что ему нужно.
А вы счастливы, что ваш ребенок так счастлив? Я — нет.
Создавая таким образом нашим детям счастье, мы в наших детях уничтожаем человеческое, уничтожаем их личность, уничтожаем и свое, и наше будущее. Почему? Потом что дети, у которых есть все, воспитанию не подвержены. Пока они ТАК счастливы, им не нужно развиваться, и поэтому развиваться они не будут. Какие они есть, такими они и останутся.
Возможно, они когда-то будут развиваться естественным образом, но лениво, и их учителем будут они сами. Вы согласитесь, чтобы учителем и воспитателем вашего ребенка был такой же ребенок? Ребенок 2, 3, 4 года? Я нет. Но слушать взрослых такой ребенок не хочет — зачем это ему? Ему же родители только мешают, они всё время пристают с какими-то домашними делами, с какими-то обязанностями, с какой-то учебой! Они же хотят его воспитывать, а он им такого права не давал и давать не собирается!
Тогда — не воспитывать?
Но если своего ребенка я не воспитываю, если своего ребенка воспитываю не я — это не мой ребенок. У него не мои ценности. Он не будет уважать свою маму — женщину, которую люблю и уважаю я. Он будет на нее недовольно кричать, как кричат на своих мам сегодняшние дети, он будет убегать от ее просьб, она будет его уговаривать, а он будет над нею издеваться. Если я не буду воспитывать своего ребенка, он будет так же относиться и ко мне. Он будет равнодушен к тому, что дорого для меня, ему будет нравится его, то, что чуждо мне. А что? Его это не колышет! Он будет огрызаться на мои требования, саботировать мои просьбы, и всё это считать нормальным. Почему? Потому что в его среде так принято. А я не хочу этого.
Я привык, что люди уважают меня, и считаю это нормальным — я это заработал. Я хочу, чтобы мои дети научились уважать тех, кто о них заботится, тем более — хорошо заботится, умно заботится. Я против, чтобы единственными людьми, которые относятся к нам, их родителям, без уважения — были именно наши дети. Разве это хорошо? Это неправильно, это нехорошо.
Но я знаю, что уважение к родителям само по себе в детях не появится. Это не глисты, само оно не заводится. В детях ничего человеческое не появляется само, все человеческое в них привносится как результат учебы и воспитания. Дети будут уважать только тех родителей, которые в них это воспитали, которые приучили детей к тому, что к родителям относятся с уважением. Значит, мои дети должны меня слушать и слушаться, и сегодняшнюю ситуацию, когда детям без родителей хорошо, нужно менять. Я должен позаботиться, чтобы счастье у моих детей было не без меня, а со мной. Чтобы их счастье было не тогда, когда родители им не мешают, а когда родители их учат, а они учатся. Наши дети должны у нас учиться, и поэтому мы должны создать условия, когда им от нас что-то нужно.
Не давайте детям все! Достаток нужно заработать.
Чем больше делаешь для семьи, тем ты старше. Все лучшее — старшим!
Разговор стройте так, чтобы заинтересованными людьми были дети, а не вы. Пусть они просят вас, а не вы — их!
К проверке на прочность — вы готовы! Дети не будут сердиться на вас, если вы будете стеной. На стену — не сердятся!
Друзья, коллеги, на Психологосе принято свои мысли писать в комментариях, и на ваши вопросы мы обязательно ответим! Ждем!