Сказка о стеклянных шариках

01 января 2010 г. в 11:49

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Фильм «Амели»

Стеклянные, похожие на хрусталь, шарики для детей — то же самое, что золотые слитки или бриллианты для взрослых, Выиграть даже один золотой слиток или бриллиант — удача и радость, но в жизни одного маленького мальчика случилось абсолютное чудо — звезды сложились так невероятно, что он на перемене выиграл все шарики у всех своих одноклассников. В этот миг, когда последний стеклянный шарик стал его, он стал не просто богачом, а владельцем несметных богатств всего мира. Попробуйте представить, что бы чувствовали вы, если бы это произошло в вашей жизни?

И все, что тебе сейчас нужно — это свое богатство взять, забрать с собой, чтобы потом им пользоваться и радоваться ему. И когда ты начинаешь свои богатства рассовывать по карманам, раздается свисток одного полудурка, твоего учителя: он тебя зовет в строй, и с ним особенно не поспоришь. Ты начинаешь торопиться, царапаешь руки об эти драгоценности, но именно в этот момент, в этот миг ты понимаешь, что сразу забрать его не получается — все чисто физически не вмещается ни в руки, ни в карманы. Представьте еще раз: вы берете пачки денег, вы купаетесь в этих деньгах, но понимаете, что в вашу тележку это уже не вмещается и тебе придется это здесь бросить, оставить… Ты набиваешь карманы драгоценными шариками, а они раз за разом высыпаются из карманов: это просто ужас. Учитель свистит тебе и тебя торопит. Ты в отчаянии, а он в это время, криво изгибаясь, подходит к тебе и при всех тебя берет за ухо, выковыривает из земли и заставляет идти в строй: ему наплевать на то, что ты оставляешь половину своих богатств. Тебя ведут, точнее унизительно тащат за ухо, пригибая к земле, и вдруг в это время не выдерживает твой карман и все твои сокровища, которыми ты еще секунду назад владел, потоком высыпаются на землю. Ты теряешь все и под улюлюкание тех, кто сейчас над тобой усмехается, из богача, владельца несметных сокровищ, в миг превращаешься в униженного нищего… Это переживания, выпавшие на долю маленького мальчика.

Это — сказка. Драматическая сказка. Сказка, драматизирующая события. Но те же самые события могут быть рассказаны и без драматизаций, в режиме репортажа о реальности.

Репортаж о реальности

Ребенок в возрасте около 10 лет лежит на жесткой поверхности, опираясь на локоть. Это ему не очень удобно, одно плечо напряжено, возможно уже затекло. Локоть, скорее всего, будет испачкан. Мальчик щелчком гонит стеклянной шарик в ямку, шарик тяжелый, при щелке на ногте болезненное ощущение. Шарик попал в ямку, мальчик резко поднимается и громко орет с поднятыми руками: у него при этом резкий выдох, хорошая дыхательная гимнастика… глаза при этом закрыл, ничего не видит, похоже на детский оргазм. Проораться обычно полезно, он орет. После этого мальчик стал быстро складывать шарики в свои карманы: пыльные шарики карманы грязнят и оттягивают, его мобильность уменьшается. По выражению лиц других мальчиков можно увидеть что его отношения с другими детьми ухудшились: его друзья надулись, и показывают это убедительно. Учитель свистит, чтобы класс построился. Свист, как некоторое напряжение, для сосудов скорее полезен. Мальчик было повелся на свист учителя, привстал, но потом решил дособирать шарики и стал делать это энергичнее. Возможно, при таких резких движениях он может поцарапать кожу пальцев вокруг ногтей. Учитель видит, что ученик его не слушает, возмущен или изображает возмущение. По неудачному свисту можно предположить, что он еще и растерян. Учитель идет к мальчику, изгибаясь телом, заранее прилаживаясь к намеченному действию: берет за ухо и тянет вверх, потом в направлении строя. Для мальчика это небольшая боль и массаж уха, улучшающий кровообращение и интеллектуальную деятельность..По дороге к сверстникам карман рвется, шарики рассыпаются. Последствия:

  • уменьшение тяжести и увеличение потерянной мобильности.
  • Необходимость для мамы зашить карман. Дополнительные хлопоты невелики — минут 10,
  • улучшение отношения сверстников к мальчику.
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (2):

Гость, 05 мая 2017 г. в 16:45
Мораль сей басни такова - друзья будут счастливы, если ты потеряешь свои богатсва.
1 ответ
Гость, 22 октября 2017 г. в 08:30

Супер! Спасибо!

Материалы по теме:

Картинка к "Сказка и реальность"
01 янв. 2010 г.
Сказка и реальность — два способа, два формата восприятия жизни. 
0Подробнее →
Картинка к "Жизненная сказка"
01 янв. 2010 г.
Жизненная сказка (или просто Сказка) — трактовка, осмысление и оценка реальности в виде эмоциональных и социально завершенных сюжетов. Сказка — описание эмоциональное, рассказ по-человечески. Сказка — один из видов внутренней картины жизни. На одно и то же событие разные люди создают разные сказки: это поле свободы, поле творчества. Основное деление сказок - сказки позитивные и негативные (результат драматизаций).