Синтон и Лайфспринг
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
С коллегами обсуждали Синтон и Лайфспринг, сформулировали главные отличия — так.
Лайф — тренинг состояний. Его главный итог должен быть — мощная мотивация революционно менять свою жизнь.
Синтон — тренинг умений. Синтоновцы к этому настолько привыкли, что… Борис Польгейм вел у нас в Синтоне новый, экспериментальный тренинг «Деньги» (есть ощущение, что со временем это будет просто вау-тренинг, редкий по интересности, динамике и глубине), так многие участники в отзывах писали кроме комплиментов — мягкие претензии: «навыки отрабатываются недостаточно». Да, синтоновцы уже приучены к этому стандарту: на тренинге даются навыки, навыки должны быть отработаны.
Лайф — ломает личностную устойчивость. Если вы пришли на Лайф, и вам там остается «хорошо», то это просто недосмотр тренера. Тренер обязан вывести вас из комфортного для вас состояния, взломать ваше комфортное спокойствие (это называется «включить в тренинг», сделать «вовлеченным в процесс»), и он готов потратить на это и час, и более, но ни одного такого участника «в спокойном наблюдательном участии» с нормально работающим мышлением остаться не должно. Если участник не взламывается — его выгоняют.
Синтон — поддерживает личностную устойчивость. Изначальная установка тренера: «у вас все в порядке, вы успешны и без тренинга, но здесь вы можете развить в себе… добавить в свой арсенал… научиться еще…». Работа на позитиве. Проблемы оставляем за порогом, собрались, работать готовы, все включаем голову — и начинаем бодро думать вместе.
Лайф — дискуссии с тренером исключает. За возражения тренеру последует артиллерийский обстрел и тебя, и всей группы, так что более желающих на роль смертника не окажется. Тренер выше участников и в дискуссии с ними не вступает.
Синтон — ценит тех, кто думает самостоятельно. Споры с тренером в Синтоне не приветствуются также, если под спором понимает стремление возразить, опрокинуть, найти нечто кривое и неподходящее. А вдумчивая дискуссия, когда участники вместе с тренером размышляют, примеряются, ищут лучший ответ — синтоновский стандарт.
В Синтоне приходится самостоятельно работать со своими состояниями, а Лайфспринг делает это за участника. Это как обучение шитью и продажа готовой одежды.
Если человек хочет встряхнуться не по-детски, хочет, чтоб его во всем убедили, переубедили, вскрыли его нарывы в душе, прочистили и отпустили и чтоб это было быстро — то это Лайфспринг. После него хорошо до того, как накопятся новые нарывы.
Если человек хочет научиться лечить душевные нарывы и предотвращать их появление, то ему в Синтон. Учеба дело не секундное, но через годик человек получает возможность остальные 80 лет ни в Синтон, ни в другие тренинговые центры и не обращаться, разве что для повышения квалификации. Минус для ленивых — долго учиться и самостоятлеьно преодолевать эти нарывы.
В Лайфспринг, по крайнем мере в российском варианте, встроена достаточно жесткая система вовлечения новых клиентов силами участников: участники почти в обязательном порядке должны приглашать на курс своих другей и близких. В Синтоне подобная практика отсутствует, рекомендуется скорее сдержанность в рекламе пройденных занятий Синтона, даже если они вызвали самую позитивные впечатления.