Самоконтроль, самоподкрепление, самонаказание

01 октября 2022 г. в 21:46

Практически на всех этапах выбора поведенческих альтернатив и осуществления поведенческих намерений человек контролирует выполнение собственных действий, и оценивает их результаты по степени соответствия намерениям. Далее, сомнения и нерешительность могут привести к тому, что человек сознательно откажется от совершения тех или иных поведенческих актов, воздержится от осуществления намерений или же вообще выберет альтернативное поведение.

Сложный и многоступенчатый процесс принятия решения и самоконтроля его исполнения создает возможности как для многочисленных поведенческих нарушений, так и для их терапии. Поведение человека, по Бандуре, далеко не полностью контролируется окружающей средой, человеку доступны и средства самоконтроля.

Пример. Владимир, менеджер крупного торгового предприятия, обращается к психотерапевту с жалобой на постоянные трудности, которые у него возникают при выборе из нескольких возможных и одинаково привлекательных альтернатив. Часто в результате он упускает очень выгодные предложения из-за того, что не может вовремя на них среагировать. Также Владимир теряет очень много личного времени, поскольку чувствует тревогу, если сам не проконтролирует все этапы выполнения работ подчиненными. В ходе консультирования вырабатываются принципы, в соответствии с которыми Владимира учат больше доверять своей интуиции и передавать функцию текущего контроля своим подчиненным (подробнее о терапии нерешительности см. Доусон , 1996).

Самоподкрепление и самонаказание

В процессе контроля выполнения поведенческих намерений человек постоянно сверяет их результаты с некоторыми эталонами, имеющими отношение как к цели поведения, так и к отдельным его процессуальным моментам. Читая лекцию, я, например, контролирую время, внимание студентов, громкость голоса и прочее. Вы же, читая эту книгу, вполне возможно, следите за тем, чтобы не потерять нить рассуждений, или стараетесь не пропустить момент, когда закипит чайник на кухне.

Если вам удастся прочитать намеченный раздел и правильно ответить на контрольные вопросы, то вы останетесь довольны и произнесете про себя несколько слов самоподкрепления. Если вода в чайнике выкипит и его дно прогорит, вы скорее всего произнесете про себя несколько нелестных слов.

Все люди способны к самооценке процесса и результатов своих действий. Баланс ситуативного самоподкрепления и самонаказания очень индивидуален, но от него не в последнюю очередь зависит тот энтузиазм, с которым человек берется за новые, более сложные поведенческие задачи или же продолжает заниматься уже освоенной деятельностью.

Именно негативный баланс самооценок с преобладанием самонаказания отвечает часто за довольно тяжелые нарушения поведения, например, депрессивные состояния.

Привычные самооценки и привычный способ оценки результатов собственных действий создают у человека определенные ожидания в отношении эффективности своего поведения в некоторых социальных ситуациях и его последствий. Эти ожидания Бандура называл самоэффективностью.

Если по окончанию лекции я услышу только умные вопросы и получу позитивную обратную связь, то моя эффективность в сфере чтения лекций окажется высокой и сама начнет влиять на особенности чтения мною лекций.

Файлы:
  • Самоконтроль
  • Самоподкрепление
  • Самонаказание

Комментарии (2):

Гость, 25 сентября 2014 г. в 00:58
Я виню себя в содеянном, но при этом я развиваюсь и иду дальше, но моя вина стоит в приоритете. Я буду развиваться, но не буду счастлив, я этого себе не могу позволить.
1 ответ
Вика Мусоргская, 25 сентября 2014 г. в 13:28
Зачем?

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Теория социального научения Альберта Бандуры
Теория предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения.