Разум и рассудок
Рассудок - один из инструментов разума, наряду с представлением и воображением. Рассудок не равнозначен разуму, а есть лишь одно из его орудий или частей, приспособленное для использования только определенных (рассудочных, формальных) образов.
Разум думает всегда образами, но образы бывают разные. Когда-то живые и нестрогие (что характерно для представления и воображения), а когда-то формальные, строгие, сухие - что характерно для рассудка. Образы рассудка - рассуждения, образы разума - разумения.
Рассудок - рассуждает, использование формальных образов. Формальный — это как-то отделенный от жизни, высушенный до безжизненности в отличие от образов представлений.
Например
Ситуация. Я возвращаясь к себе домой и вижу, что на моем письменном столе обычное расположение вещей резко нарушено и царит полный беспорядок. Я удивлен. Я задаю себе вопрос: что бы этот беспорядок мог значить? Что мне теперь надлежит делать? Начинаю думать.
Новое, необычное впечатление… я пытаюсь так или иначе объяснить, то есть как-либо включить в систему обычных для меня фактов и событий. Может быть, у меня в мое отсутствие был обыск, может быть, произошла кража, может быть, кто-либо из моих домашних искал спрятанные мною и понадобившиеся им ключи и т.д.
Мои дальнейшие поступки явным образом будут зависеть от того, какую из этих многочисленных возможностей я приму за истинную: если были воры — надо сообщить в милицию; если беспорядок произведен ребенком — надо просить присматривающих за ним взрослых не допускать этого впредь и т.д. Поэтому мне необходимо на том или ином ответе остановиться. Необходимо о наблюдаемом беспорядке сказать "он есть результат таких-то причин".
Разбор
"Новое, необычное впечатление" - это не совсем точно. Тут два или даже три шага работы сознания: получение впечатлений (восприятие) и сличение их с узнаваниями (разум).
Шаг 1: Восприятие как получение впечатлений. Восприятие доразумно, это еще не разум, но это уже сложное действие. Это не просто получение абы каких впечатлений, это преобразование их в форму, пригодную для сличения (с образом того, что мы ожидаем увидеть на столе).
Дикарь, который никогда не видел письменного стола, не сможет понять, что на столе беспорядок. Ему надо вообще научиться узнавать столы, затем письменные столы, затем создать себе хотя бы самое общее понятие о том, чем может быть порядок на столе… Сможет воспринимать нечто как "порядок" либо "беспорядок" - есть возможность сличать впечатление с образом ожидания.
Шаг 2. Разумение: сличение образа восприятия с образом ожидания, узнавание, внесение определенности: что это? Это порядок или беспорядок?
Это работа сознания, но отличающаяся от создания впечатлений. Эта работа велась с понятиями, значит, это работал разум. Но рассуждения и суда здесь не было, это не рассудок.
Разум внес определенность: это беспорядок. Более того, даже разгром. Это мое разумение (понимание).
Шаг 3. Разумение и первичное рассуждение: поиск причины. Перебираем все хранящиеся в сознании образы, связанные с предыдущим порядком и наблюдаемым беспорядком, подыскивая подходящий для объяснения. Какая картинка, какой образ сможет объяснить разгром?
Нахожу несколько возможных вариантов объяснения. Это снова работа разума, это мое разумение.
Шаг 4. Суждение. Произвожу суд над всеми образами, рассуждаю, выношу суждение: это похозяйничал ребенок!
Шаг 5. Справляюсь с эмоциями, понимаю ребенка, понимаю возможные свои действия, рассуждаю и выножу суждение, что делать.