Практическая психология и наука
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
С наукой у практической психологии отношения не простые хотя бы потому, что поле практической психологии объединяет очень разные подходы и очень разных специалистов, как уважающих науку, так и далеких от науки людей. Практическая психология работает в разных парадигмах, направлениях и подходах, в связи с чем где-то имеет меньшее отношение к науке, где-то большее. Практическая психология, работающая в поведенческой парадигме, в большей степени опирается на научную базу. Психологи, работающие в феноменологической парадигме, в большей степени опираются на обобщение и анализ практического опыта, следствием чего в некоторых случаях они опережают науку (наука действительно не очень поворотлива и часто сильно отстает), в других случаях — уходят от науки в совершенно произвольные спекуляции.
Изначально, наука — это мужское поле со всеми особенностями мужского подхода: стремление к определенности, готовность к конфронтации во имя истины, некоторое безразличие к практичности (см. фундаментальная наука). Однако в науке, по крайней мере в области практической психологии, представлен и женский стиль. См.→
Научность в практической психологии востребована не всегда. Как к этому относиться? Поскольку практическая психология создается для массового употребления массовым контингентом психологов, требование научности имеет смысл сохранять во имя защиты от всеобщего бардака. Чем более специалист развит, осознан и ответственен, тем более ему разрешено выходить за рамки научности. См.→
Легко выстраивать любые теории о человеке и законах его жизни, если не определять понятия, которыми пользуешься, логическую связность заменять привлекательностью рассказа, а доказательность заменять иллюстрациями, напоминающими, что что-то похожее в жизни иногда случается. В живом общении этого бывает достаточно, но практическая психология должна быть не только искусством магии речи, но еще и наукой. Образование практического психолога должен основываться на научном подходе и научный подход в практической психологии формировать.
Конечно, это очень серьезные требования. В жизни чувства могут быть хороши, но в науке мы полагаемся на разум, логику и факты. В научном мировоззрении любые построения имеют строгую и связную конструкцию, выстроены из четких понятийных кирпичиков, каждый кирпичик должен основываться на другом кирпичике и любая деталь теоретических конструкций должна быть проверена на прочность. В науке нет места мистике, в основании научных теорий не может быть представлений о Высших Силах, произвольно вмешивающихся в земную жизнь.
Сегодня практическая психология наполнена мистикой, заклинаниями и эзотерикой: наукой о тайном знании. Эзотерики вам сообщат истины, открытые только им, а мистики уверены, что при хорошем контакте с Высшими Силами они заставят трамвай в нужный момент поехать в обратную сторону.
На наш взгляд, наша общая задача, задача психологов-практиков — заботиться о том, чтобы мы несли в российскую культуру не средневековые заклинания и не веру в духов, а хорошо построенную, практично работающую науку.
Стиль публикаций практической психологии
Стиль научных публикаций традиционно отличается стиля научно-популярного изложения, однако, похоже, это не неизбежность, а следствие сложившихся стереотипов. Что касается стиля публикаций, то интересно мнение В.Л. Леви:
«Не столь важно, на каком языке говоришь, сколь что говоришь — суть; но чем язык изложения проще, общедоступнее, тем больше шансов, что излагаемые истины не останутся только на бумаге, а возымеют действие. Если наблюдаешь, мыслишь и излагаешь мысли добросовестно и не бездарно, сущностной разницы между наукой и литературой нет и быть не должно». См.→