Пользование властью
Один лишь мотив власти не является гарантией успеха. Люди должны сочетать этот мотив с другим таким образом, чтобы соблюсти надлежащий баланс между властью, достижением, аффилиацией и контролем над импульсами. Они также должны научиться стратегиям успешного использования власти. Несмотря на то что некоторые из этих стратегий и тактик имеют свою негативную или манипулятивную сторону, многие из них требуют чувствительности к нуждам других, умения сотрудничать и формулировать цели демократическим способом. Применяемая демократическим способом, разумная и чуткая к нуждам другим людей власть может стать частью эффективного лидерства. Иногда люди, лишенные мотива власти, могут приобретать сравнительную искушенность в ее вопросах. Нередко эти люди обнаруживают, что им необходимы некоторые знания о власти для того, чтобы реализовывать свои цели, и что они могут оказаться в невыгодном положении, если будут избегать власти и ее носителей. Например, университетские профессора, желающие ввести новый учебный курс на своем факультете, могут обнаружить, что им требуются знания о власти, даже несмотря на свою незаинтересованность в ней. Эти профессора сталкиваются с необходимостью понимать действия власти, с тем чтобы провести свое предложение о новом курсе через комиссии, занимающиеся разработкой и утверждением учебных планов.
Стратегии отражают тщательное планирование людьми своего будущего, поскольку они связаны со сложными последовательностями действий (например, приобретение деловых связей и развитие ресурса, формирование образа победителя), реализация которых влечет за собой множество последствий. В свою очередь, тактики связаны с более конкретными действиями, оказывающимися полезными в определенном времени и месте в процессе реализации специфических целей. Брислин разработал обширный перечень стратегий и тактик, полезных в приобретении и использовании власти, проиллюстрировав каждую из них соответствующими примерами.
Большинство стратегий предполагают разработку тщательно продуманных отношений с другими людьми.
Приобретение связей и обмен услугами
Прочные отношения с другими оказываются необходимыми в силу того, что ни один человек не в состоянии обладать всеми теми умениями или знаниями, которые требуются для разработки и реализации сложных проектов.
Относящиеся к системе деловых связей люди не обязательно оказываются друзьями, с которыми поддерживаются тесные эмоциональные взаимоотношения. Скорее эти люди оказываются полезными друг другу в силу того, что они обмениваются услугами. Если люди перестают быть полезными друг другу, они выпадают из взаимной системы деловых связей, однако при этом могут снова включиться в нее по прошествии времени, если у них вновь возникает потребность друг в друге.
Люди чувствуют себя обязанными отвечать на такие услуги: они ожидают получать и давать. Приобретение и поддержание деловых связей может казаться холодным и бесчувственным, и тем не менее люди должны уметь обмениваться услугами с другими людьми, если им предстоит разрабатывать сложные проекты и если они хотят быть информированными в отношении событий, происходящих в недрах крупных организаций. Многие из носителей власти знают сотни людей, с которыми они могут обмениваться услугами, но они просто не в состоянии поддерживать со всеми ними тесные эмоциональные взаимоотношения.
Развитие ресурса
Для того чтобы стать полноправным участником системы деловых связей, люди должны обладать ресурсом, который становится источником тех услуг, какие они могут предложить. В анализе власти выделяют 7 категорий ресурсов:
- Деньги
- Статус
- Информация
- Услуги населению
- Любовь и секс
- Товары
- Время и энергию, которые люди могут отдать участию в разнообразных проектах.
Формирование положительного имиджа и репутации победителя
«Стратегия малых побед». Людям удается более эффективно взаимодействовать и использовать способности других, если они обладают положительным образом победителя. Победитель — это лицо с репутацией успешного, умеющего добиваться своего, способного ставить и достигать поставленных целей человека. Когда люди имеют репутацию умеющих добиваться своего, другие стремятся завоевать их расположение.
Карл Вайк предлагает с целью формирования такого положительного имиджа использовать «стратегию малых побед». Вместо постановки чрезвычайно честолюбивых целей, в реализации которых существует серьезный риск потерпеть поражение и приобрести известность неудачника, Вейк предлагает разбивать проекты на последовательность шагов с реальными шансами на успех. По мере того как люди достигают успеха в реализации этих шагов, они приобретают благоприятную репутацию. Положительная репутация помогает в приобретении ресурсов, которые, в свою очередь, позволяют им ставить перед собой следующие, более честолюбивые цели.
Поскольку одна из сторон человеческой природы состоит в том, что другим нравится в большей степени связывать себя с победителями, чем с проигравшими, люди, достигающие успеха в этих промежуточных целях, будут привлекать к себе сторонников, готовых принять участие в их последующих предприятиях.
Тонкость этой стратегии заключается в сохранении в секрете конечных целей и организации своего поведения таким образом, как если бы каждая из промежуточных целей являлась единственной целью, к которой человек стремился в определенный промежуток времени. Если конечная цель становится широко известной и оказывается в фокусе внимания других людей, неудача в ее достижении может подорвать репутацию. Если на передний план выставляются промежуточные и достижимые цели, человек может претендовать на успех в конечной цели по мере их достижения.
Тактики связаны со специфическими и определенными способами действий, которые позволяют людям добиваться поддержки и преодолевать сопротивление оппозиции.
Тактика «пробных шаров»
Напоминает утечку информации, однако при этом сами источники идей организуют такую утечку. Идеальный «пробный шар» содержит в себе суть предлагаемой идеи, но запускается таким образом, чтобы при необходимости можно было от нее отказаться. Заранее должна быть предусмотрена не только сама возможность отказа, но и продуман такой его способ, чтобы от этого не пострадал имидж носителя власти.
В политике «пробные шары» могут запускаться бывшим чиновником высокого ранга. Такой государственный чиновник в газетном интервью или в телевизионном политическом «ток-шоу» заявляет о том, что администрация планирует некоторые изменения в политике. Если последующая реакция политических комментаторов или выборных представителей оказывается благоприятной, то тогда уже президент может внести официальное предложение. Если же реакция оказывается крайне неблагоприятной, нынешняя администрация может отказаться от этих идей, утверждая, что она их не рассматривала и что бывший чиновник просто выражал свое гражданское мнение в частном порядке.
Четкие образы и обращение к личному опыту
Для того чтобы обеспечить себе поддержку других людей, сообщения должны содержать четкие образы, способные надолго сохраняться в памяти. Потенциальные носители власти, желающие привлечь внимание к своим идеям, вынуждены вступать в конкуренцию за внимание людей. Одной из тактик привлечения внимания является персонализация сообщения.
Четкие образы могут обеспечиваться на основе апелляции к личному опыту. Люди, вовлеченные в личные переживания, формируют четкие запоминающиеся образы, поскольку их собственные действия и наблюдения становятся частью их образа политической проблемы.
Например, если рассматривается предложение о выделении дополнительных денежных средств новому центру лечения онкологических заболеваний, для потенциальных сторонников можно организовать экскурсию с целью ознакомления их с современным медицинским оборудованием. Во время этой экскурсии можно устроить им встречу с несколькими детьми, симпатичными и сообразительными. Затем подчеркнуть, что положительные прогнозы на выздоровление некоторых из этих детей находятся в прямой зависимости от доступности современных средств медицины.
«Песочницы» и «буки»
Некоторые тактики особенно полезны в преодолении сопротивления оппозиции предлагаемым идеям. Одна из них состоит в том, чтобы изолировать оппонентов — «отправить в песочницу», т. е. поручить им выполнение важной, на первый взгляд, задачи, которая не имеет далеко идущих последствий в отношении политики развития организации. Эта тактика широко используется в университетах. Администрации факультетов нередко приходится сталкиваться с группами недовольных студентов, противодействующих политике, связанной с введением дополнительных обязательных курсов. Представитель администрации в этом случае может попросить таких студентов провести исследования тех видов учебных курсов, которые выпускники университета сочли для себя наиболее полезными как с точки зрения поиска работы, так и в отношении перспектив профессионального роста. Студенты могут приступить к реализации этого, казалось бы, серьезного и ответственного поручения, но в действительности администрация факультета может принимать решения об обязательных курсах вне зависимости от конкретных результатов исследования.
Другим видом тактики, используемым для преодоления сопротивления оппозиции, является апелляция к «букам». Дети узнают о существовании «бук» как источников сурового наказания за то, что они не делятся своими конфетами с друзьями, или за то, что они демонстрируют пренебрежительное отношение к другим детям. Применительно к взаимоотношениям взрослых, «буки» — это неопределенные, неявные источники силы, на которые может ссылаться носитель власти.