Общая, частная и конкретно-ситуативная самооценка
Дошкольники вполне уверенно отвечают на вопросы «Хорошо ли ты завязываешь шнурки» или «Быстро ли ты плаваешь» - даже если они любят прихвастнуть, такие вопросы они понимают, они могут оценить себя в таких конкретных ситуациях. Однако более общие вопросы нередко ставят их в тупик, на вопросы о своей аккуратности, доброте, ласковости и уме школьники начинают как-то осмысленно отвечать только где-то со второго класса. Общая самооценка, как, кстати, и личностная самооценка – более сложное и более позднее приобретение.
Частные самооценки – оценки человеком себя в разных областях жизни: в бизнесе и личной жизни, применительно к армии или применительно к семье, оценка своего ума и физических данных, вплоть до совсем конкретно-ситуативных самооценок: умений готовить или умения сдать экзамен, не зная материала. Понятно, что конкретно-ситуативных самооценок может быть много разных, применительно к разным ситуациям.
Так, мужчина может очень высоко ценить себя в бизнесе, как предпринимателя и руководителя, и считать себя никем в личных отношениях (как отец не состоялся, как мужчина - импотент).
Как правило, если в литературе специально не указывают, о какой самооценке идет речь, то обычно идет речь о общей и личностной самооценке.
О развитии самооценки школьников см.→