Образование и позиции восприятия

01 января 2006 г. в 19:29

Авторы: Н.И. Козлов, А.Н. Лебедев

Источник propos.ru

Примениение опросника "позиции восприятия" для оценки связи уровня образования и позиций восприятия.

1. Введение

Один из аспектов восприятие личностью ситуации в практической психологии описывается понятием «позиция восприятия».

Основных, классических, позиций пять:

0. Нулевая позиция

Эта позиция исторически была добавлена после первых (отсюда номер) и обозначает их отсутствие. Нулевая позиция состоит в шаблонной реакции, подчинении внешним силам, требованиям, стандартам, традициям, собственным привычкам и социальным стереотипам.

1. Первая позиция

Ориентирование на собственные, персональные интересы, инициативы, потребности, желания.

2. Вторая позиция

Понимание и учет интересов, потребностей и желаний собеседника, партнера,

3. Третья позиция

Отстраненный взгляд «со стороны», оценивающий ситуацию максимально объективно и беспристрастно.

4. Четвертая позиция

Суммирование предыдущих подходов, системный взгляд. Эта позиция, как синтетическая, редко используется в анализе.

Дополнительно нами были введены еще две:

5. Пассивная первая позиция

Неконтролируемая зависимость от собственных, персональных интересов, потребностей, желаний, психологическая необходимость ставить их первым приоритетом.

6. Пассивная вторая позиция

Неконтролируемая зависимость от интересов, потребностей и желаний собеседника, партнера, подверженность внешнему влиянию.

Таким образом результирующий набор шкал разделился на две триады:

Шкалы I, II и III как активные, контролируемые умения, способности, навыки и

Шкалы О, п1 и п2 как неконтролируемые пассивные зависимости.

2. Методы

Для исследования использовался опросник «Позиции восприятия» (собственная разработка). Опросник был предъявлен через веб-интерфейс при помощи интернет 1456 респондентам, в возрасте от 12 до 70 лет, 1025 женщин и 431 мужчины.

По образованию респоденты распределились следующим образом:

 

 

Полученные результаты были стенированы в соответствии с методикой.

3. Результаты

Таблица 1. Средние значения позиций восприятия в соответствии с образованием.

 

 

Рисунок 1. Средние значения позиций восприятия в соответствии с образованием.

 

 

4. Обсуждение

При интерпретации результатов полезно учесть, что 2/3 выборки пришлись на студентов, что сделало результаты этой группы более близкими к средним, за счет того, что вычисление границ стенирования проводилось на базе полученных данных. Поэтому имеет смысл рассматривать только различия в числах.

Надо также учесть, что незаконченное среднее образование означает за редкими исключениями возраст примерно до 16 лет, из чего следует, что результаты этой группы отражают не образовательные, а, скорее, возрастные (закономерные, кстати) особенности. Это касается и группы с незаконченным высшим образованием.

Видно, что по сравнению с высшим образованием среднее и среднее специальное демонстрирует более развитую «нижнюю» триаду, что интерпретируется как менее активная жизненная позиция. Интересно, что среднее специальное образование показывает большие, чем для среднего образования, значения O и п2 и меньшее – п1 и III, что, по всей видимости, говорит о более «зависимой» позиции.

Неожиданно ученая степень показывает вместо ожидаемых низких О и п2 и высокой III почти противоположные результаты. Особенно поражает п2, практически равная аналогичному значению для среднего специального образования. Это наводит на неуместные здесь мысли о качестве профессиональной аттестации в России. Было бы интересно посмотреть на аналогичные результаты для иностранной выборки.

  • Позиции восприятия
  • Тесты
  • Научные исследования Синтона
  • Образование
  • Автор Н.И. Козлов
  • Автор А.Н. Лебедев

Комментарии (1):

Киприянова Елена Сергеевна, 04 января 2017 г. в 18:52
Очень интересное исследование. На первый взгляд различие в цифрах очень незначительное. Подскажите, проводилась ли оценка статистической значимости отличий?

Материалы по теме:

Картинка к "Позиции восприятия"
31 дек. 2002 г.
Положения наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого объекта.
14Подробнее →
Картинка к "Психологическое тестирование"
01 апр. 2013 г.
Хороший психолог (не обязательно с дипломом психолога: это может быть опытный руководитель, квалифицированный кадровик, внимательный психиатр) расскажет вам о человеке все или почти все без всякого тестирования. Иногда для этого достаточно беседы, иногда и беседа не нужна, достаточно одного взгляда: на лицо человека, на его походку, достаточно услышать интонации его разговора. Однако хороших психологов мало, а разбираться в людях нужно, и вот тут пригождаются как раз психологические тесты.
Картинка к "Тренинги развития личности"
01 янв. 2014 г.
Тренинги развития личности (ТРЛ) - разновидность личностных тренингов. Тренинги развития личности отличаются от инструментальных тренингов (тренингов конкретных навыков) тем, что дают знания и развивают тактики, стратегии и навыки, повышающие личностный потенциал: помогающие более качественно решать жизненные задачи и применяемые в широком кругу ситуаций, повышающие возможности личности не в одной узкой области, а многих областях жизни.