Объективная оценка эффективности тренинга
Источник propos.ru
Для исследования был выбран базовый тренинг «Синтон-программы» тренингового центра «Синтон», как имеющий отработанную методику, положительные отзывы и стабильную популярность. Тренинг имеет продолжительность 6 занятий по 1 занятию в неделю.
В исследовании принимали участие 3 группы добровольцев: группа 1 – выразившие желание пройти тренинг, но еще не начавшие занятия (60 человека в возрасте от 17 до 45 лет), группа 2 - проходящие тренинг в период исследования и закончившие прохождение тренинга не ранее 1 недели до исследования (42 человека в возрасте от 17 до 44 лет) и группа 3 - закончившие прохождение тренинга в период от двух недель до двух лет до исследования (43 человека в возрасте от 20 до 48 лет).
Для исследования был выбран 16-факторный личностный опросник Кеттелла (Cattell) 16PF-C, адаптированный в России с 1972 года в исследовательской группе Э.С. Чугуновой на кафедре социальной психологии ЛГУ (СПбГУ) под руководством И.М. Палея сотрудниками А.Н. Капустиной, Л.В. Мургулец и Н.Г. Чумаковой, состоящий из 105 вопросов и представляющий достаточный спектр шкал, характеризующих ценностные и поведенческие установки личности.
Тестирование проводилось при помощи предъявления стимульного материала через интернет (собственная разработка), при тестировании обязательно фиксировались анкетные данные респондентов и номера телефонов. Анонимные ответы и ответы с неадекватными анкетными данными исключались из обработки как вызывающие сомнения в достоверности.
В обработке данных применялись «сырые» значения шкал, так как исследование имело дело лишь с различиями параметров шкал.
Средние значения и стандартные отклонения факторов (сырые баллы) в разных группах.
Разность значений(ΔValue) и стандартных отклонений (Δs) для групп. p – статистическая значимость изменения.
Жирным выделены значения p≤.05
Таким образом, видно, что проведение тренинга сопровождалось повышением практичности (Фактор М), повышением дипломатичности (фактор N), повышением самоконтроля (фактор Q3), снижением напряженности (фактор Q4).
Результатом тренинга можно считать повышение доминантности (фактор E), повышение экспрессивности (фактор F), повышение смелости (фактор H), повышение практичности (Фактор М), снижение тревожности (фактор O), снижение нонконформизма (фактор Q2), повышение самоконтроля (фактор Q3), снижение напряженности (фактор Q4).
Эти результаты соответствуют заявленным целям тренинга. Следует отметить, что набор изменений, особенно с учетом тех, что не получили достаточной статистической значимости из-за недостатка собранных данных, в целом соответствуют развитию качеств лидера.