Настоящие и показные эмоции
Авторы: проф. Н.И. Козлов и Юлия Косолапова
Юлия Косолапова:
Здоровому ребенку по-настоящему плохо бывает крайне редко. Чаще ребенок изображает «плохо», чтобы получить что-то от взрослого. А значит, важно разобраться, как отличить показные страдания, чтобы за ними не следовать и учить ребенка их не изображать. Как же понять, у вашего ребенка сейчас плач настоящий или показной? Как определить, ваш малыш в данный момент переживает или показывает вам переживание, ничего не ощущая?
Я отмечаю следующие признаки и ориентиры, по которым можно отличить негативные эмоции: настоящие они или «сделанные».
Наличие взрослого определяет — плакать или нет. В одной и той же ситуации: без взрослого ребенок не плачет, но если рядом взрослый, от которого ребенку что-то надо, он будет страдать (читай — изображать страдание) и рыдать горькими слезами, рассказывая о том, как ему плохо.
Кроме того, когда ребенок искренне плачет, он не оценивает как это влияет на маму! Когда фальшиво, то «постоянно мониторит» и добавляет жалость, мольбы, крик или телодвижения — что в данный момент действует лучше, тем и пользуется, мгновенно меняя стратегии! И это следующий признак...
Скорость переключения. Внутренние переживания трудно быстро переключать. Для этого нужна воля и некоторая тренировка. Это точно не про детей. Значит, быстрые переключения мимики — это про эмоции. Значит, ваше сокровище пытается вас надурить.
Как начинается плач. Маленькие дети — плохие актеры. Лет до 4-5. Когда ребенок собирается намеренно плакать, он начинает фальшиво, просто орет, часто сразу противно, слезы добавляются позже, надо сначала «скукожить» лицо, издать какой-то жалостливый звук. Обязателен контакт глазами с мамой! Как только он понял, что его видят, он начинает «раскачивать» себя, слезы лить, громкость увеличивать, добавлять телодвижения. Ребенок топает, приседает, хватает маму, садится на пол и учиняет прочие безобразия.
Настоящий плач непредсказуемый, начинается внезапно. Часто перед самым плачем какое-то микро-замирание, потом — слезы, потом крик. Крик, кстати, не всегда громкий. Он как бы после слез.
Желание успокоиться. Когда человеку действительно плохо — это не нравится, из этого состояния хочется поскорее выйти. Когда рыдающему ребенку помогают успокоиться — он старается и подышать, и убрать слезы, и начать говорить внятно. Скорее всего, этот плач — настоящий. Фальшивые слезы ни один ребенок даже не будет пытаться убирать, наоборот — увеличит громкость и жалостливость.
Наивно прокололся. Это самый милый и легкий способ для внимательного родителя. Дети — манипуляторы и обманщики, когда надо повлиять на маму. Но если спросить малыша: «кому ты плачешь?» или «зачем ты плачешь? Чего добиваешься?» Ребенок в 3-4 года честно и рассудительно вам ответит.
Понаблюдайте. Оцените. Примите решение — стоит ли подчиняться каждому нытью вашего чада.
Проф. Н.И. Козлов
Что такое настоящие эмоции, а какие не настоящие? Почему к настоящим эмоциям нужно относиться с уважением, а к не настоящим — без уважения?
Настоящая эмоция та, за которой стоит что-то важное: яркое ощущение или боль, глубокое чувство (сильная привязанность), сильное чувство (мощная гормональная волна). Как правило, это то, что непосредственно связано с телом. А это нужно обязательно выражать? А если об этом просто сказать?
А ребенок орет, потому что боится укола: у него настоящее чувство страха или привычка орать, когда ему что-то может быть неприятно? Если он орет от настоящего чувства страха — возможно, это настоящая эмоция, но достоин ли такой он уважения? А если он терпит боль и улыбается — это неискренность, двуличие? Если взрослый человек пришел сдавать кровь, процедура болезненна, но мы на боль не обращаем внимания — мы скрываем свои настоящие чувства? А надо не скрывать?
Я обычно свои эмоции показываю и стараюсь, чтобы за ними ничего не стояло. Если гормональная волна мне сейчас поможет, я конечно я запущу и оседлаю, но даже здесь говорить о «естественности чувства» сложно, поскольку гормональную волну я могу и запустить, и погасить. Но поскольку гормональная волна чаще мешает, чем помогает, я обычно эмоции только показываю, ориентируясь на реакцию собеседника. Мои эмоции, как правило, показушные. Но поскольку я ими пользуюсь активно и очень активно, меня близкие считают очень эмоциональным человеком.