Консерватизм–радикализм по Кеттеллу
13. Фактор Q1: «консерватизм–радикализм»
В исследованиях было получено доказательство того, что личности с высокими показателями по этому фактору лучше информированы, меньше склонны к морализаторству, выражают больший интерес к науке, нежели к догмам. Более того, они готовы к нарушению привычек и устоявшихся традиций, им свойственна независимость суждений, взглядов и поведения.
Фактор определяет радикальное, интеллектуальное, политическое и религиозное отношения.
Высокие оценки по этому фактору наблюдаются у руководителей, администраторов, ученых, преподавателей университетов и особенно - у исследователей и теоретиков. Низкие - у малоквалифицированных специалистов и обслуживающего персонала (няни, санитарки и т. д ).
Есть предположение, что данный фактор имеет генетическое происхождение и в бытовом сознании соотносится с такими характеристиками человека как «умный» (Q1+ ) и «глупый» (Q1-). Обращает на себя внимание то, что деловые лидеры имеют высокие оценки по этому фактору.
В поведенческом рисунке человек с низкими оценками по этому фактору характеризуется как «консерватор», с высокими оценками - как «радикал».
- 1-3 стена - убежден в правильности того, чему его учили, и принимает все как проверенное, несмотря на противоречия. Склонен к осторожности и к компромиссам в отношении новых людей. Имеет тенденцию препятствовать и противостоять изменениям и откладывать их, придерживается традиций.
- 4 стена - консервативный, уважающий принципы, терпимый к традиционным трудностям.
- 7 стенов - экспериментирующий, критический, либеральный, аналитический, свободно мыслящий.
- 8-10 стенов - поглощен интеллектуальными проблемами, имеет сомнения по различным фундаментальным вопросам. Он скептичен и старается вникнуть в сущность идей старых и новых. Он часто лучше информирован, менее склонен к морализированию, более - к эксперименту в жизни, терпим к несообразностям и к изменениям.
Вопросы по Фактору Q1
14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приёмов:
- верно;
- не знаю;
- неверно;
31. Если бы я одинаково хорошо умел и то, и другое, я бы предпочёл:
- играть в шахматы;
- затрудняюсь сказать;
- играть в городки;
48. В музыке я наслаждаюсь:
- маршами в исполнении духовых оркестров;
- не знаю;
- скрипичным соло;
65. В школьные годы я больше всего получил знаний:
- на уроках;
- не знаю;
- читая книги;
82. Многие неприятности происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов:
- да;
- иногда;
- нет;
99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:
- да;
- трудно сказать;
- нет;