Как сделать, чтобы ребенок запомнил, или Педагогика петрушки
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Мама попросила дочку 12 лет принести ей из холодильника базилик. Дочь порылась... «Эта?» — «Нет, это мята. Посмотри левее». Посмотрела. Снова ошиблась, снова не то. Только перебрав методом тыка подряд мяту, кинзу и петрушку, достала базилик. Мама возмущается: «Ну бабушка сколько лет подряд на даче тебе показывала все эти травы! Ведь позовет, ты с ней сядешь у грядки, она тебе про каждую травку все расскажет! Ну когда ты запомнишь!»
Вопрос: если на месте мамы вы, какая будет ваша реакция? Последующие действия?
Возможные ответы
Хороший женский ответ: «Потрясающе! (с юмором) Ты теперь знаешь все, что есть в холодильнике! Милая, посмотри, на упаковке каждой травы есть надпись: вот здесь написано мята, здесь — кинза, это — сможешь прочитать? («Петрушка!») Правильно. А вот это — базилик. Отлично! Спасибо тебе. А теперь, пожалуйста, положи всю траву в холодильник обратно аккуратно и так, чтобы в следующий раз мы с тобой смогли все найти быстро!»
Хороший мужской ответ: «Дочка, милая, возьми все четыре упаковки с травками и подойди ко мне. (дождаться). Видишь, вот здесь написаны их названия. Твоя задача — научиться узнавать каждую из этих трав по внешнему виду. Я рекомендую тебе из каждой упаковки вынуть по травке с листьями, сравнить друг с другом и понять ключевые отличия. Как выучишь, принесешь мне упаковки, я буду вынимать разные травки из разных упаковок, твоя задача угадывать точно. Сколько тебе нужно времени, чтобы справиться с этой задачкой?» — И, конечно, сделать сдачу экзамена на отлично.
Мужской способ запоминания основывается на произвольном — осознанном и намеренном запоминании. А мы помним — произвольное запоминание, как правило, эффективнее естественного, непроизвольного.
Для женщин характерно опасение: «Подобные мужские задачи детям могут их излишне напрячь и осложнить с ними контакт». Ответ: если дети привыкли не делать ничего и родителей не слушать — да, такие родительские задания могут их напрягать. И это здорово, начинается нормальная жизнь с напряжением, с которой дети рано или поздно столкнутся. Когда мы говорим, что некая педагогическая манипуляция/прием напрягают контакт между родителем и ребенком, стоит добавить, что это само по себе не плохо, нужно просто усилить теплые и добрые взаимодействия с ребенком, чтобы их по факту было больше. Баланс в контакте должен быть положительным!