Игра «Победа или поражение»

01 октября 2022 г. в 21:30

Источник - М. Кипнис, "Тренируем умение вести за собой, быть мотором и вдохновителем"​(АСТ, Прайм-Еврознак).

Цели:

  • дать участникам тренинга пример лидерского влияния;
  • рассмотреть на практике и проанализировать ответственность лидера за эффективность группы;
  • научиться распознавать внутригрупповые проблемы и блоки, мешающие нестандартному подходу к ситуации;
  • обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно в условиях соревнования.

Размер группы: 10-25 участников.

Ресурсы: доска/флип-чарт, денежный взносу или призовой фонд, составленный из личного вклада другого характера (конфеты, сувениры и т.д.).

Время: 20-25 минут.

Ход игры

Эта игра по форме - групповой вариант крестиков-ноликов, по сути же - повод для рассмотрения философии соревнования-сотрудничества. Важно создать в команде атмосферу азартного состязания. Этому-то и служит призовой фонд. Составляем его из мелких денежных взносов участников, в случае невозможности денежного взноса заменяем его любым другим физически ощутимым и зримым: конфеты, сувениры, в самом крайнем случае - фанты, т. е. записки с заданиями, которые выполнят проигравшие.

Группа разбивается на две команды. (Если количество игроков нечетное, то оставшийся не у дел игрок объявляется судьей и главным помощником тренера.) Тренер сам назначает на роли лидеров двух участников тренинга, которые в ходе работы проявляли темперамент и тягу к соперничеству. Капитаны получают от тренера символы власти: шляпу лидера, повязку или какой-либо иной символ.

— Итак, команды сформированы, капитаны получили символы власти, призовой фонд ждет победителя... В чем же суть игры? На доске начерчено поле 6 х 6 см для многоклеточных крестиков-ноликов. Всего 36 клеток, т. е. у каждой команды будет по 18 ходов. Команда, которой удастся по итогам 18 ходов закончить как можно больше вертикальных или горизонтальных цепочек крестиков или ноликов, будет объявлена победителем и получит призовой фонд.

Каждому игроку на ход дается 10 секунд, после чего он становится в хвост колонны. Вся игра длится три минуты. Если условия понятны, проведем жеребьевку, чтобы определить, какая из команд начинает игру. (Жеребьевка)

Команды - на старт! Во главе колонны первой и второй команд становятся капитаны с мелком/фломастером в руке. Они первые поставят на игровом поле крестик или нолик, затем передадут мелок/фломастер следующему в колонне. Условия игры понятны?

Начали!

Завершение

Когда игра закончена, определяем победителя и вручаем ему приз. Затем начинается обсуждение.

Каков максимальный результат, которого в идеале может достигнуть команда? (Ответ: три ряда.) Итак, если бы группы дали друг другу возможность построить по три ряда крестиков или ноликов, то обе команды пришли бы к ничейному результату и разделили призовой фонд между собой. Но в этом случае команды должны были быть не противниками, а сотрудничать в достижении оптимального для них результата. На самом же деле азарт и соперничество между командами сделали свое дело. Посему стоит обсудить с командой следующие вопросы:

— Что обозначают для вас выигрыш и проигрыш?

— Можно ли извлечь выигрыш из поражения?

— Всегда ли победа сопряжена с чьим-то проигрышем?

— Вспомните и опишите ситуацию из своей жизни, в результате которой по итогам соревнования/соперничества/конфликта соотношения сторон было "win-win" или "lоsе-lоsе"("выигрыш-выигрыш"или "проигрыш-проигрыш").

— Вспомните поведение тренера в ходе подготовки игры. Тренерская установка на соперничество, на подчеркивание роли лидера, создание призового фонда, выбор капитанов - людей с развитым чувством честолюбия сказались на эмоциональном накале игры и на том, что команды не задумались о возможностях сотрудничества, а были сознательно брошены тренером в пучину азартного соревнования. Давайте обсудим возможности иных тренерских установок перед игрой и определим для себя лидерские функции тренера.

Файлы:
  • Навыки работы с партнером и группой
  • Автор М. Кипнис

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Михаил Кипнис
Михаил Кипнис - педагог, театральный режиссер. Автор методики интерактивного театра, получившей название «Драма. Импровизация. Дилемма» и художественный руководитель одноименной израильской программы (1993-1998). Провел сотни семинаров, тренингов в Израиле, России, Украине, Молдавии, Чехии, США как ведущий групп, фасилитатор, практикующий тренер. Инициатор и руководитель разнообразных проектов в сфере абсорбции, неформального образования, культуры в Израиле и за рубежом.