Границы психотерапии. Выпуск 2010-04-21 (закрытый архив)
Дорогие коллеги!
Хочу обсудить с вами задачи психотерапии. Хочу предупредить, что в данном вопросе у меня опыт небольшой, и мои взгляды могут быть существенно неточны. Тем более буду благодарен за подсказки.
Итак,
Как любой предмет, психотерапию можно использовать как по прямому, основному назначению, так и для решения дополнительных задач.
Основная задача психотерапии
Основная задача психотерапии - лечить, оказывать человеку ситуативную душевную помощь и поддержку в трудных для него жизненных ситуациях. Значительная часть психотерапевтов занята именно этим, и едва ли к ним можно предъявить какие-либо претензии, если эту задачу они выполняют добросовестно.
Клиенту было плохо - психотерапевт ему помог, клиенту стало лучше или хорошо. Психотерапевту - благодарность.
Вторичные, дополнительные задачи психотерапии
Многие психотерапевты параллельно лечению, параллельно помощи и поддержке клиента в трудных для него жизненных ситуациях ставят перед собой вторичные, дополнительные задачи.
Бывает, что (иногда не вполне осознанно) эти задачи бывают не самыми благородными, и тогда психотерапевт во время процесса лечения создает у клиента дополнительные проблемы, психотерапия становится бесконечной, принося терапевту устраивающий его доход. Создал проблему - удачно ее решил, параллельно создав проблему следующую. И так далее. См.→
Психотерапию можно использовать и как метод исследования человеческой души, как источник интересного материала, материала для книг и обогащение человеческой культуры. Этим, в частности, были увлечены З.Фрейд, К.Хорни, Э.Берн, И.Ялом и другие талантливые психотерапевты.
Многие терапевты в процессе лечения совершенно естественным образом заботятся об оздоровлении, о профилактике будущих проблем клиента, заботятся об увеличение душевного здоровья человека в перспективе.
Одна из самых благородных вторичных, дополнительных задач психотерапии - облегчение у клиента процесса его личностного роста. Ирвин Ялом в книге "Дар психотерапии" пишет:
Самой полезной книгой (я прочитал ее еще студентом) для меня стал труд Карен Хорни «Невроз и человеческое развитие». А самая полезная идея, обнаруженная мной в этой книге, состояла в том, что в каждом человеческом существе генетически заложена склонность к самореализации. Если устранить препятствия, убеждена Хорни, личность разовьется в сформировавшегося, полностью реализовавшего себя взрослого, прямо как желудь станет дубом.
«Прямо как желудь становится дубом...» Что за чудесным образом раскрепощающий и проясняющий образ! Это положение навсегда изменило мой подход к психотерапии, дало мне новое видение моей работы: моя задача заключается в устранении препятствий, преграждающих жизненный путь моих пациентов. Мне не нужно было делать всю работу; мне не нужно было воодушевлять пациента желанием расти, внушать ему любопытство, волю, жажду жизни, стремление заботиться, верность или мириады других характерных черт, которые и делают нас действительно живыми. Вовсе нет. Единственное, что я должен делать, так это идентифицировать и устранять препятствия. Все остальное, стимулированное самореализующими силами внутри пациента, последовало бы автоматически.
Зачем?
А зачем нам разделять основные, первичные - и дополнительные, вторичные задачи психотерапии? Вижу следующие причины:
- Чтобы не забывать основную задачу психотерапии: лечить.
- Чтобы дополнительные задачи (например, личностный рост или оздоровление) к психотерапии накрепко не "пришивать".
Психотерапия - это не разновидность личностного роста, хотя для этого она и может быть использована. Личностный рост - это не только психотерапия, а, скорее всего, и вовсе не психотерапия, хотя многие психотерапевты этим увлечены. См.→
Психотерапия может способствовать душевному оздоровлению, но душевное оздоровление может происходить и без всякой психотерапии.
- Чтобы помнить о границах психотерапии. Психотерапия - это лечение. Все, что за границей лечения - не психотерапия.
В конце, как обычно, вопрос: "Так? Не так? Что добавите?"
Еще раз - успехов всем!
С уважением, Николай Иванович Козлов