Говорю тезисами. Отчеты
В упражнении говорю тезисами работала по нескольким направлениям:
1. Обозначала намерения перед разговором. Это помогало держать нить.
2. Убирала из речи воду, реверансы, говорила прямо, "мой вывод такой...". Если вижу недопонимание у людей, поясняю.
3. Уточняю, насколько понятен мой тезис.
4. Просила сотрудников говорить главную мысль с самого начала.
5. Формулировала тезис собеседника, резюмируя "Я правильно поняла, что вы имели в виду следующее..."
6. Устроила игру на ежедневных летучках. Просила сотрудников уложить сказанное другим сотрудником в одно короткое предложение.
7. На все совещания пишу протоколы, даже незначительные.
8. С детьми говорю командами. "Здесь так, делай так".
9. Когда слышу нытье, прошу сказать, что конкретно хочет ребёнок. Ныть в этот момент он или она перестаёт, начинает думать и говорить, что конкретно нужно. Просьбы стали человеческие, а не просто мама бежит и по первому взгляду определяет, что хочет чадо. Даже если я 10 раз поняла, что нужно, я требую внятной просьбы или ответа.
10. С супругом говорю так: обозначаю намерение (например, у меня к тебе просьба или хочу просто так поделиться), затем говорю тезис.
Сложности:
1. моя речь стала резкой, иногда доходило до конфликтов, когда слышала, что я всё перевернула. Отметила людей, с кем говорить тезисно опасно, требуются "реверансы" и требуется начать коммуникацию издалека. Эффективность общения самая низкая в этом случае. Иногда вижу, что нужны иллюстрации, обоснования, факты наряду с тезисом.
2. Общение с детьми стало долгим, но я верю, что в долгосрочной перспективе это правильно.
Победы:
1. с сотрудниками общение улучшилась, о чём получила обратную связь, что меня ценят за то, что говорю прямо. Если у меня нет ответа на вопрос, не ухожу от ответа и не растекаюсь мыслью по древу, а так и говорю, что пока ответить не могу, давайте думать вместе.
2. Совещания стали продуктивнее, в рамках спринта "Осмысленная речь" отмечаю количество тем. Благодаря моему фокусу на тезисы количество закрытых тем увеличилось на 30%.
3. С супругом по субъективным ощущениям стало спокойнее, ссор нет.
Заметила: иду по городу, а голове мысли хаотичные. Так, что это я халявлю, день к концу близится, а с тезисами сегодня почти не работала, и где твои намерения? После этого включаюсь: намерение на поездку с работы до дома — дорога с пользой. Мысли в хаосе? Превращай их тезисы. Каждую мысль лови и переводи в инструкцию.
Прохожу мимо места для курения, там табличка висит специальная. Тезис: чтобы организовать место для курения, повесь у отведенной зоны табличку с надписью: "Место для курения".
Женщина идет, несет зеленый спальник: «чтобы палаточный лагерь гармонично вписался в лес, покупайте палатки зеленого цвета».
У банкоматов очереди: «в многолюдном месте, таком как вокзал, чтобы избежать очередей, коллегам из сбербанка нужно устанавливать минимум по 5 банкоматов сразу в одном месте».
Девушка в метро едет с цветами: «чтобы не испортить букет в метро, не заходите в полный вагон».
Мужчина задумался, опустил голову: «улыбнитесь и расправьте плечи, выше нос! Отлично!» И так далее.
В итоге я уже сбилась со счета, ОЗР явно перевыполнен. Настроение мое приподнялось! Чтобы зарядиться позитивом, по дороге домой переводите мысли в тезисы!
Полезно представлять, что все, что говорю голосом — на самом деле пишу. И поправить/скорректировать нет возможности. Вот как напишу, так и будет навсегда в письменном виде, как статья. На ком проверил: на себе при постановке задач сотрудникам, стало легче писать статьи.
Для того, чтобы отработать тезисную речь, в общую группу «Центра» «Вконтакте» выкладывается задание:
1. Скопировать текст, состоящий из 5-6 предложений, бросить в свою беседу микрогруппы и выделить главную мысль.
2. Написать свой пример и задать вопрос «А вы как думаете, это верная главная мысль?"
Подростки поступили таким же образом, даже не подозревая, что это отработка упражнения. Но тем самым скопировали меня и спросили мнения своих напарников.