Верить ли эмоциям наших детей?

22 апреля 2020 г. в 09:34

Здоровому ребенку по-настоящему плохо бывает крайне редко. Чаще ребенок изображает «плохо», чтобы получить что-то от взрослого. А значит, нужно научиться распознавать показушные страдания, и чтобы на них не вестись, и чтобы отучать ребенка от дурной привычки играть несчастного. Перечислим признаки, которые могут вам подсказать: ребенок только разыгрывает страдание или действительно нуждается в нашей помощи и поддержке?

Плач, направленный на взрослого

Все будет понятно из жизненных ситуаций, слушайте...

Рассказ студента УПП: Внучке 3 года, я зимой повел ее кататься на санках с горки. Внучка скатилась с горки, санки перевернулись. Вижу — упала, лежит, барахтается в снегу, не плачет. Спускаюсь с горки, подхожу к ней. Она на меня спокойно смотрит, перестает барахтаться и начинает плакать. Как так? Не плакала же!. Получается, что сама по себе внучка готова была справляться с ситуацией, как могла. Но поскольку подошел дед – она решила, что надо сменить тактику: поплакать, чтобы ее подняли, отряхнули от снега и посадили обратно в санки.

Если ребенок не плачет без взрослого и начинает плакать при появлении взрослого — это плач, направленный на взрослого, показушный плач.

Другая ситуация, в гостях. В комнате было нас трое: я, племяшка два года и другая малышка того же возраста. Племяшка чем-то зацепила подружку, та ее в ответ укусила. Племяшке больно, следствие — плач. Первое ее движение в состояние плача было в мою сторону, но я смотрел на нее спокойно, не жалел. Она постояла, видимо вспомнила, что я пару раз уже не реагировал на ее плач, тогда она бежит к маме. Мама начинает жалеть ее и дает ее вкусненькое. Плач прекращается мгновенно, ребенок с удовольствием жует колбаску...

Если ребенок выбирает, кому плакать — это очевидным образом плач, направленный на взрослого. Манипулятивный плач.

Рассказ-воспоминание: «Мне года три, разбила кружку, заплакала. Хорошо помню разговор с бабушкой. Она: Что ты плачешь? Тебе жалко кружку? — Нет. — А зачем ты плачешь? — Чтобы ты меня не ругала за разбитую кружку. — А разве я тебя ругаю? — Нет. А вдруг будешь? … Я помню, что плакала качественно, со слезами. При этом я осознавала, что плачу не из-за кружки. Это был «опережающий» плач на тему: как же меня ругать, я и так плачу!

Если ребенку грозит наказание, но плач может его от наказания спасти, то плач ребенка в такой ситуации — как правило, сделанный плач.

Можно сформулировать это в более общей форме:

Наличие выгоды

Если от плача у ребенка есть выгода — скорее, ребенок плачет именно из-за выгоды.

Если ребенку что-то не понравилось, если ему что-то надо, и он начинает орать в плаче, — видимо, это плач манипулятивный. Если же ребенок обычно без серьезных причин не плачет, а сейчас сильно ударился и плачет, хотя выгоды у него от этого нет — видимо, это честный плач.

Когда ребенок плачет искренне, он не оценивает, как это влияет на маму. Если же ребенок маму постоянно «мониторит» и добавляет к своему плачу жалость, мольбы, крик или телодвижения, подбирая то, что в данный момент на маму действует лучше, перед нами фальшивка. 

Когда ребенок плачет, следите за глазами ребенка: если ребенок подсматривает за реакцией родителей, тем более когда он подбирает плач под нужную реакцию родителей — вы видите сделанный плач.

Кстати, с этим связан следующий очень важный признак —

Скорость переключения

Если у ребенка внутри настоящая беда, то мгновенно остановиться он не сможет. Он может пытаться, но справиться сразу сложно, и он успокаивается постепенно. И уж точно не будет после этого еще раз заплакал — остановился — еще поплакал — задумался и так далее страдания с перерывом на «отдохнуть». Если вы видите быстрые переключения «включил — выключил», то, скорее всего, ваше сокровище пытается вас надуть.

Как начинается плач

Настоящий плач непредсказуемый, начинается внезапно. Часто перед самым плачем какое-то микро-замирание, потом — слезы, потом крик. Крик, кстати, не всегда громкий. Он как бы после слез.

Маленькие дети, лет до 4-5 - в большинстве своем немного наивные актеры. Когда ребенок собирается плакать намеренно, он начинает фальшиво: он просто орет, вначале без слез, но сразу с самой противной интонацией. Слезы у него добавляются позже, для этого ему надо сначала «скукожить» лицо и издать какой-то жалостливый звук. Практически всегда обязателен контакт глазами с мамой! Как только он понял, что его видят, он начинает «раскачивать» себя, слезы лить, громкость увеличивать, добавлять телодвижения. Ребенок топает, приседает, хватает маму, садится на пол и учиняет прочие безобразия.

Вы поняли — перед вами театр.

Желание успокоиться

Когда ребенку действительно плохо - ему это не нравится, из этого состояния хочется поскорее выйти. Когда искренне рыдающему ребенку помогают успокоиться — он старается успокоиться: старается подышать, пробует убрать слезы и пытается говорить внятно. Если вы это наблюдаете, скорее всего, перед вами настоящий плач. А вот фальшивые слезы ни один ребенок даже не будет пытаться убирать, наоборот: если вы попросите его успокоиться, он увеличит громкость и жалостливость своего несчастного плача!

Просто спросите 

На удивление, если спросить малыша: «кому ты плачешь?» или «зачем ты плачешь? Чего добиваешься?», то ребенок в 3-4 года честно и рассудительно вам ответит. Если малыш не захочет ответить вам, отправьте к нему своего ребенка, пусть спросит он — ему, скорее всего, малыш ответит. Чаще всего ответ малыша звучит так: «Я не тебе плачу! Я маме плачу, почему она сестре мороженое купила, а мне нет?» 

Проверяйте!

Итого: наблюдайте, изучайте, собирайте статистику. А потому думайте и принимайте решение — стоит ли подчиняться каждому нытью вашего чада?

  • Детские эмоции
  • Воспитание детей
  • ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Главный секрет всех детей"
27 нояб. 2014 г.
Не важно, на каком языке вы говорите: язык эмоций понятен каждому. Но откуда берутся эмоции?
31Подробнее →
Картинка к "Рыжая кошка, или Кто в семье главный"
01 янв. 2012 г.
Взрослые и дети — кто кого сильнее? Э… При встрече, например, с природой сильнее — взрослые, а вот при встрече взрослых с детьми — сильнее дети. Дети сильнее. Почему? Потому что все дети — изначальны хулиганы. В каком смысле: они что, плохие? Нет, все дети прекрасны. Дети — это удивительно красивые, целостные и живые существа, но они по своей детской сути намерены делать только то, что хочется им, и их совершенно не интересует, что можно, что нельзя и что нужно окружающим. Дети свободны: свободны и от знаний, и от заботы о чем-либо, кроме своего собственного хочу. Они делают то, что хочется им, не заботясь о том, это созидание или разрушение, но дети — милые и любимые. А когда любишь, то нет хулиганства, а есть констатация: это твой ребенок. И он — такой. Такой, какой есть.