Что такое психокульт

01 октября 2022 г. в 21:25

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Чтобы разобраться, что такое психокульт, надо обратиться к тому человеку, кто это слово ввел в оборот. Итак, Александр Дворкин: «Психокульт — это разновидность тоталитарных сект (из интервью на канале ТВЦ). Секты, организованные в виде психологических курсов или семинаров».

Подробнее: «Тоталитарная секта — авторитарная организация, главный смысл существования которой — власть и деньги для руководства. А оно в погоне за этой целью прикрывается различными масками — религии, психологии, культурологии, педагогики, политики. Секта распознается по ряду свойств: обман при вербовке, контроль сознания адептов, регламентация всех аспектов их жизни, обожествление лидера».

Итого, определение по Дворкину:

«Психокульт — авторитарная организация, организованная виде в психологических курсов или семинаров, главный смысл существования которой — власть и деньги для руководства. Распознается по ряду свойств: обман при вербовке, контроль сознания адептов, регламентация всех аспектов их жизни, обожествление лидера».

В другом месте он повторяет то же самое короче: «Психокульты — секты, организованные в виде психологических курсов или семинаров. Перспективное направление для предприимчивых людей, нацелившихся на обирание «лохов».

Подчеркнем: в содержании слово «секта» как нечто, связанное с религией — исчезло. Дворкин это подтверждает и подчеркивает, что «секта» в его своеобразном понимании совсем не обязательно связана с религией: «Вот «Гербалайф». Контролирование сознания есть? Есть. Обожествление лидера организации есть? Марка Хьюза сверхчеловеком называют… Обман при вербовке. Фанатичная вера в волшебные свойства «Продукта». Все признаки налицо».

Если вы посмотрите сложившееся словоупотребление, то там, где используются эти признаки: «обман при вербовке», «контроль сознания адептов», «регламентация всех аспектов их жизни», «обожествление лидера», — там говорят о сектантстве. Итак, сектантство — это не обязательно про секты, не обязательно про религию. Сектантство — там, где организация имеет названные четыре признака. А психокульт, по Дворкину — это то, что организовано в виде психологических курсов и семинаров и имеет черты сектантства. Кажется, все просто, логично и ясно.

Как бы не так.

Школа — это сектантство?

Обман при вербовке

Вообще дети по улицам бегать хотят, а учиться — далеко не все. Что делают родители и взрослые, чтобы ребенок в школу пошел? Покупают маленькому портфель с блестящими застежками, рассказывают, что теперь он почти взрослый, обставляют это как праздник: «1 сентября!» — Можно ли при желании назвать это «обманом при вербовке»? — Вполне, потому что ребенка никто не ставит в известность, что в школе часто будет ему трудно и неинтересно, что придется много сидеть, учить глупые правила и писать упражнения тогда, когда по телеку идут классные мультики.

Контроль сознания

Происходит ли в школе «контроль сознания учеников»? Еще как, с первого урока до последнего, только на перемене можно из-под контроля ненадолго улизнуть, и то «Не бегайте, дети!» А так — на каждом уроке их учат, как думать правильно и неправильно, что дозволено а что нет. Используются ли при этом скрытые психологические методы? Естественно. Для чего детей учат вначале «правильно» сидеть за партой, руки перед собой правая поверх левой? Когда руки неподвижны, человек входит в транс и становится более управляемым.

Регламентация всех аспектов жизни

Предельно подробная. Во сколько вставать, в какой одежде ходить, какой рукой писать, жвачку нельзя, приветствовать учителя стоя.

Обожествление лидера

Не все дети знают, что такое бог, но директор школы и учитель для большинства из них становятся высшими авторитетами, более значимыми, чем родители. «А нам учитель сказал!» — и все, родительское слово меркнет.

Итого: средняя общеобразовательная школа — типичный пример сектантства. А поскольку в большинстве школ с детьми работают психологи, то и — психокульт.

Можно ли не согласиться с этими рассуждениями по поводу школы? Конечно, можно, вроде как очевидны натяжки и глупость. Но (тут будьте внимательны) — может ли так кто-то рассуждать? — Да, конечно, кто-то именно так ситуацию со школой и видит. И если он так ситуацию видит, то в список психокультов он внесет пункт «Средняя общеобразовательная школа», и никто не сможет заставит его вычеркнуть. Школа окажется в списке психокультов!

Почему? — Тут две причины. Первая: отсутствие каких-либо четких критериев определения. Вторая: полное равнодушие тех, кто составляет списки психокультов, к наличию или отсутствию доказательств. Эти люди уже знают все заранее. «Непроницаемость для опыта».

В данном «определении» А. Дворкина — полный произвол и возможность почти любую светскую организацию, ведущую просветительскую и психологическую работу, пригвоздить этим грязным клеймом: «Психокульт».

За словом «Психокульт» слышится не «Психологическая культура», а «Культ личности» и «психи». Это прозвище, в котором уже самим его звучанием записан негатив, так же, как звучит «брехлама».

Когда составляются «расстрельные списки» организаций «психокультов», никого не озаботило, что за этими списками нет никакой доказательной базы. «По мнению присутствующих» — и в список. «Экспертные наброски дают основания предположить, что в данной организации присутствуют черты психокульта» — и все, в список. Ни одной экспертизы, удовлетворяющей установленным нормам — нет. И никому эти экспертизы не нужны, потому что тем, кто составляет очередной список психокультов, нужны не доказательства, а яркий и страшный список: инструмент их идеологической работы.

Психокульт как идеологическое клише

Понятие «психокульт» — какое ни какое, но есть. «Сектантство» — аналогично. Но на практике этими словами, как «понятиями», никто не пользуется. На практике слово «психокульт» и «секта», «сектантство» используется в первую очередь как идеологическое клише для дискредитации нежелательных конкурентов.

В список тоталитарных сект попали все крупные центры йоги. В списках психультов (держитесь за стулья!) — фирма Цептер, выпускающая кастрюли из нержавеющей стали, а также большинство представителей сетевого маркетинга, занимающихся распространением косметики (Vision и другие).

В принципе все сетевики — конечно, секта, потому что суть сетевого бизнеса — вовлечение все новых участников. А никого не волнует, что сетевой бизнес давно уже имеет законодательную базу, законопослушен, официально разрешен и выполняет позитивную социальную функцию, приобщая тысячи женщин к активной жизненной позиции, давая им честный заработок и жизненные перспективы.

Все крупные психологические центры Росиии, занимающиеся ростом и развитием личности, в список психокультов попадают автоматически. Пока психолог работает тихо и не высовывается — его пока не замечают. Только стал крупным игроком рынка, в его центр идут тысячи клиентов — он отнимает паству у заинтересованных в пастве лиц и попадает в список психокультов.

Повторим, без каких либо доказательств, так же легко, как ранее составлялись расстрельные списки. «Есть мнение…» — и все, этого достаточно. Опровергнуть это уже невозможно. «Все сектанты доказывают, что они не сектанты! Это один из признаков сектантства — желание доказать, что они не секта» (цитата из Дворкина).

Вы уже работаете успешно? Вы уже стали крупной психологической организацией? Тогда мы идем к вам!

Психокульт как выражение страха

Часть людей включает организации в список психокультов, потому что им выгодно. Но основная масса верит в психокульты просто потому, что это — страшно, и психокульт — является жупелом, выразителем страха сектофобов. Страхи, фобии — это иррациональные и очень стабильные установки, преодолеть которые рациональными аргументами практически нереально.


Вы пробовали когда-то убедить женщину, боящуюся пауков, что они совсем не страшные?

Фобии больше говорят о тревожности самого человека, о его внутренней склонности чего-то бояться, чем о содержании конкретного страха. Чего человек боится конкретно — не так важно, важно, что он опредметил, определил свой страх, и теперь знает, откуда конкретно исходит угроза. При канцерофобии человек боится заболеть раком, при ксенофобии боится всего ему чужого и непонятного, при психофобии боится душевнобольных. Юдофобы боятся всемирного еврейского заговора, гомофобы боятся геев, сектофобы боятся страшных сект…

Что с этим делать? Сделать с этим, похоже, при современном уровне психиатрии нельзя ничего. Остается только относиться к сектофобии и другим страхам — просто как к иррациональным страхам, как к малой, бытовой психиатрии.

Итак, для любителей точных определений дам определение слова «Психокульт». В реальной практике, психокульт — это эпитет, словесный штамп, лишенный научного смысла и применяемый сектофобами для выражения собственного страха перед научной и практической психологией.


Психокульт — не характеристика организации, а в первую очередь грязное слово


Психокульт — не характеристика организации. «Характеристика», «черта», «особенность» — это все то, что ВНУТРЕННЕ ПРИСУЩЕ тому, о чем говорится. «Слово» же — от предмета отделено и может иметь свои дополнительные смысловые нагрузки, которые при приложении Слова к обозначаемому предмету к этому предмету «приклеиваются». «Характеристика» выявляет то, что заложено в предмете, не добавляя «сверху» ничего лишнего. «Слово» — добавляет. Слово имеет свою жизнь, существующую отдельно от предмета, и нередко в приложении к нему добавляет очень многое.

Все знают: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет».

Слово имеет собственное звучание, собственные содержательные смыслы, и не зря внимательные родители тщательно подбирают имя своему ребенку.

Если родители назвали свою дочь Харитоньей, сокращенно Харя, то у дочери с таким именем могут (и скорее всего возникнут) дополнительные проблемы. Ее будут дразнить другие дети: «Эй, Харя!» Для сегодняшних детей имя «Харя», по факту — плохое, унижающее человека имя.

Какой-то человек быстро мерзнет на холодном ветру. Будем характеризовать его: «Мерзавец»? — Нет, это слово здесь неуместно, оно несет очевидную дополнительную негативную нагрузку.

Слово «психокульт» имеет такую же дополнительную негативную нагрузку. «Психо» — это что-то от психов, а «культ» — ну, от культа вообще ничего хорошего не жди. Последствия культа Сталина у наших людей еще на слуху. Слово «психокульт» — колючее, поганое, грязное слово, умело подобранное Дворкиным для целей дискредитации тех организаций, которые он собирается этим словом гнобить.

Согласно экспертному заключению кандидата филологических наук, доцента С. Е. Ершовой, слово психокульт является жаргонизмом, сленгом сектоборцев (Психокульт: дилетанты или пиарщики?). «Психокульт» — это не характеристика организации. Это аффективный дементор, это грязное слово, которым...

Далее вы уже все знаете.

Файлы:
  • Психокульт
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Аффективный дементор
Аффективный дементор — эмоционально нагруженное псевдопонятие с неопределенным содержанием, отвечающее идеологическим, педагогическим, психотерапевтическим и коммуникативным потребностям людей. 
01 окт. 2022 г.
Психокульт
Психокульт - эпитет, применяющийся представителями антикультового движения с целью дискредитации светских организаций развивающего и просветительского характера, практикующих психотерапию либо психологические тренинги. Эпитет характеризует их как недобросовестно использующих психологические техники для контроля над клиентами в собственных интересах и не в интересах клиентов. Понятие не имеет четкого определения, несет отчетливую негативную окраску и в основном применяется в идеологическом противостоянии.
01 окт. 2022 г.
Расстрельные списки сектантов