Человек как предмет изучения ряда наук
Развитие человека как развертывание генетических программ.
"Запрограммированный человек" - в поведенческих науках - человек как система реакций, в социальных - как репертуар социальных ролей.
Если трактовка человека основывается на образе "запрограммированного человека", то воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на которые должны послушно реагировать "живые социальные автоматы".
Социологические и социально-психологические ролевые концепции человека: поведение как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни.
Биогенетика
Метафизическая схема детерминации развития личности под влиянием двух факторов - среды и наследственности.
Проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.
Психогенетика, психосоматика, нейропсихология, психоэндокринология и сексология
Потребностные процессы организма, лежащие в основе созревания индивида.
Социогенетика
Метафизическая схема детерминации развития личности под влиянием двух факторов - среды и наследственности.
Процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности.
Персоногенетическая ориентация
Метафизическая схема детерминации развития личности под влиянием двух факторов - среды и наследственности.
Проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации, личностного выбора, поиска смысла жизни.