Жизнь с чистого листа. Как найти свой путь
.
Автор: Козлов Николай Иванович, профессор психологии
Избранные места из книги «Простая правильная жизнь»
О стиле
Вдохновения нет, поэтому пишу прозу.
А.С. Пушкин
Поздний Пушкин отличается простотой и прозрачностью слога. Кто-то из современников говорил, что талант Пушкина угас и автор исписался, но, похоже, это была та зрелость мастерства, когда суть становится важнее, чем игра формы. Зрелому Пушкину стало важно писать просто: так, чтобы яркость образов и блеск рифм не заслоняли смысл. Также и Борис Пастернак, начинавший круговертью сумасшедшего Марбурга, взрывавшего звучание и поэтический строй, завершал свое творчество удивительно стройной классикой.
В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя к концу не впасть, как в ересь,
В неслыханную простоту.
Опыт мастеров может быть ориентиром, и эту книгу мне действительно хотелось написать без зауми, так, как я бы рассказывал бы это своим друзьям. Везде, где можно, я старался писать максимально просто и коротко.
О чем?
Очень давно мне рассказали, что можно жить, как гармонически развитая личность. Я тогда плохо представлял, что это такое, но идея мне определенно понравилась. Мне захотелось это сделать. Путь оказался не простой, но интересный и достойный, об этом пишу.
Это книга о жизни, об эффективной жизни, но — не только. Жизнь не сводится к одной эффективности, так же как и пища не сводится к одной только калорийности.
Если ориентироваться только на калории, то на день нам вполне хватило бы два стакана растительного масла. Или один стакан водки — по количеству необходимых калорий на день объем достаточный.
Калории — это еще не все.
Это книга о том, как соединить в жизни радость, смысл и эффективность. Почему-то верится, что наша жизнь может быть выше, чем только растительное существование и удовлетворение основных потребностей. Настоящая, правильная жизнь — определенно богаче!
О кривом и правильном
Сейчас многие говорят и думают, что правильного — нет, что у каждого свой совершенно уникальный жизненный путь, к которому не может быть какой-то единой мерки. Утверждается, что чья-то жизнь не может быть более правильной, чем чья-то другая, как нет единого покроя одежды, подходящей всем, и рассказ о правильной жизни есть только навязывание совершенно разным людям частного мнения того, кто об этой правильной жизни рассказывает.
Верно, бывает и так. Только когда на одежде вы видите кривые или неаккуратные строчки, вы понимаете, что это одежда не от лучших модельеров. Творческий подход к жизни — это одно, а неумелая или неаккуратно построенная, а то и поломанная жизнь — другое.
О сути
Если вы думаете, что правильная жизнь — трудная и скучная, в которой много работы и мало радости, то у вас неправильное мнение о правильной жизни. Правильная жизнь естественная, легкая и радостная, и я вас в нее приглашаю.
Возможно, вы уверены, что правильная жизнь — это сплошное заставление и дисциплина. Это не так. Когда вы себя заставляете — это неправильная жизнь. В правильной жизни работы не больше, чем в жизни любой другой. Ведь что такое работа? Работой мы обычно называем то, что делать не хочется, но приходится. Когда вы начинаете жить правильно, вам уже ничего не «приходится», и по внутреннему ощущению вы работать перестаете. Вы будете делать все, что надо, но если вы делаете это естественно, это станет для вас частью жизни, но не работой.
Позавтракать с утра — надо, и для этого нужно даже сесть за стол и себя покормить. Но разве это работа? Вы это делаете для себя, завтракаете с удовольствием. И в правильной жизни вы точно так же делаете все. Как само собой разумеющееся, делаете все дела, которые вам сделать надо обязательно.
Кому-то кажется, что правильная жизнь — это дополнительное напряжение и нагрузка. Совсем не так. Конечно, какие-то усилия будут всегда. Попрыгать на дискотеке — ну, тоже нагрузка, но мы же не против? Чтобы построить и поддерживать хорошие отношения, уходит столько же сил, сколько на поругаться. Так зачем тогда тратить силы на поругаться, если за те же силы можно жить по-хорошему?
В настоящей правильной жизни я не могу обещать вам полного и абсолютного счастья, вы часто будете переживать и дефицит, и нехватку. Вы это обязательно почувствуете. Когда вам категорически не будет хватать целой жизни, когда вы всем телом будете ощущать, что вам позарез нужно три жизни последовательно и хотя бы две параллельно, когда каждый день для вас страшно короткий — у вас правильная жизнь!
Начала правильной жизни
Правильная жизнь — это жизнь, сделанная своими руками, и принесшая радость и самому человеку, и людям вокруг. Такую жизнь можно назвать и простой, если она живется человеком естественно, сильно, уверенно. Все, в чем мы уверены, кажется нам простым.
Но начинается такая жизнь — не просто. Она начинается с детства, а детство — с игры в «Хочу» и «Не хочу». И протестов против того, что «Надо».
Если вам понравился данный фрагмент, купить и скачать книгу можно здесь
«Не хочу» и «Надо»
Детские игры в «Не хочу!»
«А я не хочу, хочу по расчету,
А я по любви, по любви хочу.
Свободу, свободу, мне дайте свободу,
Я птицею ввысь улечу!»
Не — хо — чу!
У каждого из нас своя судьба, и по поводу «правил» и «правильного» мне нередко приходится слышать следующее:
Правильное — это ограничения, а я не люблю ничего, что меня ограничивает! Как только я слышу, что вот так жить надо, я сразу хочу жить наоборот. Я не люблю, когда меня заставляют, и ненавижу слово «Надо!».
Вот пришел по почте счет, теперь надо пойти и оплатить за свет: блин, надо! Раз надо — вот я и не хочу.
Ну, не хоти — от этого изменится только то, что оплачивать счет будешь с плохим настроением. Не сердись, надо — это не противное «заставление», а просто — надо. Надо — и все. Если я не сделаю то, что делать надо, это все придется делать позже или кому-то другому.
В «хочу — не хочу» играют только дети.
Если у ребенка заботливые родители, он привыкает к тому, что его «хочу — не хочу» есть нечто важное. Не хочешь — скажи «Не хочу!», и тогда не будешь есть эту кашу. Хотя, может быть, все-таки съешь? Тебя уговаривали, а ты сильно говорил: «Не хочу!», и был в центре внимания. Здорово, только твое детство прошло, и мы стали взрослыми. А взрослые уже знают, что рассказывать про свое «хочу — не хочу» всерьез некому. Хочешь — поди и сделай себе, если умеешь, или купи, если есть деньги. А то, что надо, взрослые просто делают, потому за них это не сделает никто.
Если, конечно, они правда взрослые, и перестали играть в детство. В хочу — не хочу.
При этом даже ребенок далеко не всегда возражает против
неприятного «Надо». Дети возражают только против слабого Надо, Надо неуверенного. Вот противная стена уверенно говорит Надо: «Сюда ходи, а сюда ходить не надо, нельзя, тут я, стена!», и ребенок со стеной не спорит, идет в дверь, а не через стену. Ребенок проверил: стена каменная, со стеной спорить бесполезно, расстраиваться и плакать на нее не действует, вот он стене и не обижается. А с мамой другое дело: если поплакать и потопать ножками, то ее «надо» и «нельзя» меняются на «ну ладно, только немножко!», поэтому с мамой спорить можно, можно делать как хочется и вредничать, когда она будет говорить это противное «надо».
Это же — действует!
Детский протест длиною в жизнь
«Но я хочу жить не как надо, я хочу жить своей жизнью, а не по чужим Хочу!»
Да, ты прав: твое Надо — это чье-то чужое Хочу. Это очень часто именно так. Тебя водили на музыку, «это тебе надо!», а тебе хотелось кататься на лошадях. Ты хотел смотреть обалденные клипы на Муз-ТВ, а тебя брали в гости, где надо было смирно сидеть за столом и много кушать. Тебе не позволяли хотеть самому, ты все время жил чужой волей, и поэтому ты сейчас уже не хочешь ничего. Ты разучился хотеть, боишься выбирать, тебе уже проще жить, как все, и тихо все это ненавидеть…
Как все.
Иногда это называют «плохим характером», иногда — «депрессией», «потерей смысла жизни» и другими важными словами. А я думаю, что это твой протест и твоя Месть, месть твоим родителям в лице жизни, хотя бы ты это совершенно не осознавал.
Раз ты, жизнь, такая, то я тебе вот, напьюсь и не буду делать что надо. Не хочу!
Ты думаешь, что отстаиваешь себя, свое Я, и тебе это видится действительно именно так. А если посмотреть на все это с высоты птичьего полета, то ты занимаешься никому не нужной фигней, с которой пора завязывать.
Может быть, действительно пора?
Ты сделал все замечательно, ты здорово отомстил своим родителям: ты убил себя, свои желания и больше не живешь, а только тоскуешь и злишься из-за угла.
Нормально. Но есть другое предложение: начинать жить снова. Другой-то жизни все равно не будет, а сегодня можно рискнуть и начать все заново, потому что сегодня — это не жизнь, а жить все равно хочется, и жизнь стоит того, чтобы ее прожить полной грудью, со всей скоростью, как тогда, в твоем солнечном и снежном детстве, когда ты летел на санках с горы, когда у тебя захватывало дыханье и ты кричал от восторга!
Надо — это всегда чье-то Хочу. Сделай его своим!
Надо — это всегда чье-то Хочу, и не обязательно твое Хочу, и это может быть совершенно нормально. Утром надо вставать — это было хочу папы, потому что он хотел подарить тебе каждый час раннего утра и приучить тебя к порядку утра — это пригодится тебе в жизни. Утром надо умыться — это было хочу мамы, потому что она видела, как свежело твое личико и веселели глазки после того, как их ополоснуть прохладной водой и протереть чистым полотенцем. Эти их «Хочу» тогда не всегда были твоей радостью, когда-то это звучало и как противное «Надо», но родители делали свою работу, поднимали и умывали тебя.
Обычно за это говорят: «Спасибо!»
Не в каждый момент жизни ребенок знает, что ему надо на самом деле. Сейчас надо почистить зубы — «не хочу?». Теперь надо идти к зубному — «не пойду?». Ребенок видит только Сейчас, а что будет Завтра, некоторые взрослые видят лучше него. У них это и называется: Надо.
Надо — это умение видеть завтра.
И конечно, можно сегодня и завтра не оплачивать счета за свет, если очень не хочется. Просто через некоторое время за неоплаченные счета набегут пени, и тебя спросят, что ты больше хочешь: заплатить очень большую сумму или остаться без света, а то и вообще съехать с квартиры? Вот такое будет завтра. Поэтому лучше захотеть сделать то, что надо сделать сегодня.
Надо — это нормально. Это просто то, что вам нужно. Это то, что обеспечивает ваше будущее и строит вашу личность.
Кому-то больше нравится слово «Хочу». Отлично. Взрослый человек как раз Хочет то, что Надо. Что сейчас Надо, то взрослый человек — Хочет.
И тогда становится все просто. Начинается простая правильная жизнь.
Влад
Зимой очень здорово выехать всей семьей в красивый заснеженный парк и там, выбрав самую сказочную поляну, устроить маленький пикник. Пожарить горячую яичницу с помидорами, налить всем дымящегося сладкого чая и греть об него руки, радуясь маленькому туристическому примусу, который так легко дарит безопасный огонь и тепло. Мы себе все это подарили, погрелись чаем и, не торопясь, пошли по длинным аллеям от одного старого дворца к другому. На одной из развилок увидели пожилого мужчину в тулупчике, зазывавшего редких детей на пустующий аттракцион. Аттракцион все равно хороший, детей порадовать хочется, подошли…
— Николай Иванович, здравствуйте!
— Добрый день…
— Ну, узнаете? Это я, Влад! Что, постарел?
Да, Влад постарел. Десять лет назад он был энергичным и светлым молодым человеком, полным планов, любящим жизнь, творчество и эксперименты. Заходил ко мне на тренинги, спорил, писал интересные отчеты, увлекался эзотерикой, искал свой путь в жизни. А теперь… Пополнел? Скорее, лицо опухло — наверное, попивает. Кожа грубая, обветренная, руки замерзшие… и главное, что ты делаешь здесь, Влад, среди одиноких сосен?
Работал в театре. Ездил в Индию за духовной практикой. Подрабатывал в реставрационной мастерской. Набирал людей в группу оздоровительной гимнастики. Семьи нет.
— Что дальше, Влад?
Молчит. Думает, но думать особенно нечего: картинок будущего нет. А учитывая, что ему уже за тридцать, жизнь скорее всего вверх не пойдет. Значит, только вниз.
Мне было страшно. Он был светлый и талантливый — а жизнь свою пропустил. Не построил.
Был человек — и нет человека.
— До свидания, Влад!
— До свидания.
Пожали руки. Довольные дети уже вернулись с аттракциона и побежали дальше, мы за ними.
Влад остался на пустой аллее.
…Интересно, я мог бы что-то сделать тогда, десять лет назад? Я часто встречаю таких светлых, ищущих ребят, которые уверены, что жизнь обязательно выстелит перед ним ковровые дорожки и приведет к Счастью, потому что у них открытая душа и самые добрые намерения. Романтик живет ветром Свободы… Когда же я начинаю говорить о плане жизни, об обязательности дисциплины, о необходимости приоритетов и расчета рентабельности вложений, их глаза тускнеют, и я ощущаю себя тюремщиком, который гасит лучшие искорки их души.
Влад никогда не выносил того, что «Надо». А «Хочу» привело в тупик.
Значит, надо думать, работать и искать.
Именно для таких светлых и хороших людей я год за годом ищу и буду продолжать искать формы работы, когда все нужное подается в привлекательной и легкой обертке. Когда «Надо» упаковано красиво, как самое приятное «Хочу». Наверное, этому надо учиться всем нам.
Волшебные валеночки бабы Тони
Баба Тоня живет в Суздале и все выходные торгует у церкви Покрова Пресвятой Богородицы: продает волшебные валеночки. Сувениры. Пара маленьких валенок — сто рублей, оберег из овечьей шерсти — тридцать рублей. Ее бизнес успешен, потому что все знают: баба Тоня опекает семь детских домов Владимирской области. Для нее там все — внучата.
«Весь мой товар помещается в эту маленькую сумочку. Но если я продам все, что у меня в этой сумочке, вы наверное удивитесь, я одену не менее 20 детишек детского дома».
У нее живые глаза и вдумчивая, очень разумная речь интеллигентного человека. Еще бы: до пенсии она была начальником отдела НИИ. О валенках говорит реалистично:
«Это неинтересная, удручающая своей бестолковостью работа. Если бы она не приносила мне такой доход, не помогала с сиротами, мне бы она была тяжела. Но так как она все-таки помогает людям, помогает сиротам, я аккуратненько валяю и валяю…»
День за днем, по пять пар в день — чтобы потом в выходные стоять, на морозе торговать, а после по магазинам отовариваться и коробки с подарками развозить по детским домам.
Ну, коробки совсем тяжелые, тут помогают родные дети и внуки.
Но бабу Тоню любят не за то, что она снабжает детей одеждой и сладкими фруктами. Она — всеобщая бабушка, которая знает всех поименно, которую ждут, для которой устраивают детские спектакли, ради которой дети хотят учить стихи и разучивать танцы. В детских домах баба Тоня не просто гость, в шутку ее здесь называют ревизором: она запросто может наведаться без предупреждения, и если что-то не так, холодная еда в тарелках или детская одежда не отглажена, — она, при всей своей доброте, молчать не будет. И ее слушают. РОНО обычно звонит после ее визитов: «Как Антонина Петровна? Довольна ли она вами?»
«Жизнь тогда кончается, когда ты прекращаешь делать добро и заботиться о людях. Тогда ты уже не живешь: зачем ты нужна? Если я в этот день никому ничего хорошего не сделала, я думаю: «Да Боже мой, да Бог меня накажет! Зачем же он дал мне этот день?» Даже если вы ничего не купите, ничего не приобретете, а только постоите рядом со мной хоть одну минуту, у вас обязательно случится что-то приятное. Почему? Вас удивляет, а я знаю почему. Потому что вы стоите рядом с самой богатой и счастливой бабушкой!»
Бабе Тоне 83 года, детским домам она помогает уже сорок лет. Для Антонины Петровны Макаровой жизнь — очень простая и понятная вещь. Делай каждый день добро, заботься о людях — это и есть настоящая, самая правильная жизнь.
С чего начинается правильная жизнь? Она начинается с заботливости, радости и вдумчивости, то есть момента, когда человек просыпается, включает голову и начинает думать. Давайте об этих вещах подумаем вместе.
Заботливость
Жизнь становится правильной тогда, когда мы начинаем быть заботливыми.
Быть беззаботным — замечательно, но беззаботная жизнь возможна только тогда, когда о тебе заботится кто-то другой. Беззаботное детство дарится детям заботливыми и любящими родителями. Беззаботный отпуск сегодня будет только у того, кто позаботился о нем вчера. Беззаботный может быть удачливым, но успешен, всерьез успешен — только заботливый человек.
Если мы хотим быть успешными, нам нужно учиться быть заботливыми, и хорошо, что это не очень сложно. Вначале — просто позаботиться о себе. После этого — позаботиться о своем будущем, ведь оно же станет твоим настоящим, да? После этого — позаботиться о родных и близких, и тот, кто умеет заботиться, делает это с удовольствием. Когда ты становишься большим, сильным и богатым, по ходу жизни оказывается уместным и приятным позаботиться об окружающих. А когда начинаешь думать о смысле жизни, то оказывается естественно необходимым позаботиться о тех, кто придет в эту жизнь после тебя.
Свет и спокойствие радости
Но заботливость — это не суетливая озабоченность, это не тревожные глаза, нахмуренный лоб и напряженные интонации. Суетливая озабоченность как раз бывает у тех, кто слишком часто позволяет себе беззаботность, а потом бегают, пытаясь выпутаться из проблем, которые сами же и создали. Суетливая озабоченность — чаще всего поведение демонстративное, это флаг «я в проблеме и нуждаюсь в вашей помощи!», но такой флаг никогда не поднимет тот, кто об окружающих заботится. Жизнь становится труднее — хорошо, заботливый человек становится внимательнее и собраннее. Если есть возможность воспользоваться помощью тех, кто к этому расположен, — обязательно помощь попросит и помощью воспользуется, но суета и озабоченность здесь совершенно ни при чем.
Заботливость — радостна. Озабоченность — темна и тягостна. Я думаю, что правильная жизнь — радостна!
Умная заботливость
Услужливый дурак опаснее врага.
И.А. Крылов
Заботливость должна быть умной. Неумная забота не радует, а раздражает. Излишняя забота оградить детей от тягот жизни воспитывает людей, как раз к жизни не готовых. Как найти эту меру заботливости, нужный стиль заботливости? Тут нужна голова, нужен ум: наблюдательность, опыт размышлений, умение делать выводы. Настоящая, правильная заботливость — это не просто искренность душевной теплоты, это еще результат обучения и повышения квалификации, это опыт и профессионализм.
Между врачом холодноватым, но профессиональным, и сердечным, но плохо обученным, я выберу, скорее, качественного профессионала. Потому что заботливый дилетант может когда-то оказаться беспомощным, а когда-то и прямо навредить, просто в силу отсутствия нужных знаний и квалификации, в то время как настоящий профессионал не халтурит, а дело свое знает всегда.
Забота — это линия сердца. Правильный ум должен обогатиться сердечной заботливостью, но и линия сердца должна быть дополнена линией ума.
Кому-то это пришло с детства, когда-то этому можно и учиться.
Начинаем нашу учебу!
Как cовершенствовать себя
Если вам вдруг не понравится ваша тень — какая-то сутулая, кривая, — то, чтобы ее разогнуть, вы распрямите себя. Естественно. Так же, если вам не вполне нравится ваша жизнь, то единственный способ ее поправить — это поправить себя. Ваша жизнь — отражение вашей личности, и…
правильно, догадались,
начать надо с себя. Если вы живете хорошо, а хотите отлично, значит, вы хороший, а надо стать — отличным!
Вы не против?
Тогда — в путь!
Тест «Что вы за птица?»
Тесты любят все или почти все, но большинство отвечает на вопросы лишь для того, чтобы, узнав результат, оценить — нет, не себя, а тест: насколько тест точно угадал то, что человек знал о себе и без него… Да, тесты помогают человеку еще раз задуматься о себе, посмотреть на свои особенности немного «со стороны», но основная функция популярных тестов — развлечение.
Тест «Что вы за птица?» — не скучный, но дан здесь с другими целями. Я боюсь, что кто-нибудь начнет воспринимать мои рекомендации слишком прямолинейно, не соотнеся со своими особенностями и своей личной ситуацией. Тест же помогает понять, что нет общих рекомендаций, что качество, украшающее одного человека, может мешать другому.
Ругаться, например, явно нехорошо. Но нескольких людей мне пришлось учить ругаться, потому что они это не умели. А им, в их ситуации, это было необходимо.
Ответьте на вопросы
Отвечая на вопросы, следует выбрать из трех ответов один. Если у вас есть сомнения, выберите просто наиболее подходящий для вас ответ. Тот или иной ответ не говорит о том, что вы лучше или хуже, а просто о том, что вы тот или иной.
1. Мне 12 лет, я собрался гулять, а мама вдруг заявляет: «Уже поздно, никуда ты не пойдешь». Я:
а) очень-очень попрошу маму, чтобы она меня все-таки пустила на улицу, но если она будет все равно настаивать на своем, то останусь дома;
б) скажу себе: «А я никуда и не хочу идти» и останусь дома;
в) скажу: «Ничего не поздно, я пойду», хотя мама потом и будет ругаться.
2. В случае разногласий я обычно:
а) внимательно прислушиваюсь к другому мнению и стараюсь найти возможность взаимного согласия;
б) избегаю бесполезных споров и пытаюсь добиться своего другими путями;
в) открыто выражаю свою позицию и стараюсь переубедить собеседника.
3. Я представляю себя человеком, который:
а) любит нравиться многим и быть как все;
б) всегда остается самим собой;
в) любит подчинять других людей своей воле.
4. Мое отношение к романтической любви:
а) быть рядом с любимым человеком — величайшее счастье в жизни;
б) это неплохо, но пока ее от тебя не требуют слишком много и не лезут в душу;
в) это прекрасно, особенно когда любимый дает мне все, что мне нужно.
5. Если я расстроен, то я:
а) постараюсь найти кого-то, кто бы меня утешил;
б) стараюсь не обращать на это внимание;
в) начинаю злиться и могу разрядиться на окружающих.
6. Если начальник не совсем справедливо раскритиковал мою работу, то:
а) меня это заденет, но я постараюсь этого не показывать;
б) меня это возмутит, я буду активно защищаться и могу высказать в ответ свои претензии;
в) я огорчусь, но приму то, в чем он прав, и постараюсь эти ошибки исправить.
7. Если кто-то уколет меня моим недостатком, то я:
а) раздражаюсь и молчу, пережевывая обиду внутри себя;
б) наверное, разозлюсь и отвечу тем же;
в) расстраиваюсь и начинаю оправдываться.
8. Я лучше всего действую, если я:
а) сам по себе;
б) лидер, руководитель;
в) часть команды.
9. Если я закончил какую-то сложную работу, я:
а) просто перехожу к другому делу;
б) показываю всем, что я уже все сделал;
в) хочу, чтобы меня похвалили.
10. На вечеринках я обычно:
а) тихонечко сижу в углу;
б) стремлюсь быть в центре всех событий;
в) провожу большую часть времени, помогая накрывать на стол и мыть посуду.
11. Если кассирша в магазине не додаст мне сдачу, то я:
а) естественно, ее потребую;
б) расстроюсь, но промолчу, — не люблю препираться с кассирами;
в) не обращу внимания, — мелочь не стоит того, чтобы обращать на нее внимание.
12. Если я чувствую, что я злюсь, я:
а) выражаю свои чувства и освобождаюсь от них;
б) чувствую себя неудобно;
в) пытаюсь себя утихомирить.
13. Когда я заболеваю, я:
а) делаюсь раздражительным и нетерпеливым;
б) ложусь в постель и очень жду, что за мной будут ухаживать;
в) стараюсь не обращать на это внимание и надеюсь, что это же будут делать все окружающие.
14. Если какой-то человек вызвал мое сильное возмущение, я предпочту:
а) выразить ему свои чувства открыто и в лицо;
б) разрядить свои эмоции в каком-нибудь постороннем деле или разговоре;
в) дать ему знать об этом косвенно, например через других людей.
15. Мой девиз, очевидно, будет:
а) Победитель всегда прав;
б) Весь мир любит любящего;
в) Тише едешь — дальше будешь.
Что показывает тест?
С помощью теста вы можете соотнести себя с тремя достаточно разными и яркими личностными портретами, названными условно «Голубь», «Страус» и «Ястреб».
Обработайте результаты своих ответов. Для этого разбейте 15 вопросов-ответов теста на три пятерки: 1–5, 6—10, 11–15. Чтобы узнать, насколько вы «Голубь», посчитайте, сколько у
вас ответов «А» в первой пятерке, «В» — во второй пятерке и «Б» — в третьей. Максимум может быть 15, минимум — 0. Выраженность у вас «страусиных» черт покажет сумма «Б» в первой пятерке, «А» — во второй и «В» — в третьей. Ответы «Ястреба» — «В» в первой пятерке, «Б» — во второй и «А» — в третьей.
Если, к примеру, у вас 11 «голубиных» ответов, 4 «страусиных» и ни одного «ястребиного», то ясно, что вы ближе всего к Голубю, немного Страус и ничего общего не имеете с Ястребом. Если всего поровну, то в вас всего понемногу и в разных ситуациях вы проявляете себя по-разному.
Правда, стоит поинтересоваться: что вы взяли от Голубя? — добрую мягкость или кислую нерешительность? От Страуса? — эмоциональную стабильность или замкнутость? От Ястреба? — решительность или агрессивность?
Для этого внимательно просмотрите описание этих личностных типов.
Голубь
Это дающий, любящий, мягкий и чувствительный человек. Голуби нуждаются в любви, от нее зависит их счастье и безопасность, и ради нее они готовы даже на самопожертвование.
Голуби во многом — слабаки и мямли. Они готовы сделать все для других — и чаще всего то, что они втайне хотят, чтобы другие сделали для них. Прямо попросить или потребовать то, что им нужно, они или боятся или не умеют. Слишком добры и уступчивы — оттого, что трусливы.
Голуби живут мечтой найти человека, который угадывал бы их желания и понимал бы их с полуслова. Не встречая такого, часто оказываются разочарованными. Они вообще уделяют мечтам и переживаниям слишком много времени вместо того, чтобы заняться чем-то серьезным.
Голубь чаще играет второстепенные роли, способствуя подъему наверх других. Это не потому, что Голуби в чем-то неполноценны, но просто они себя лучше чувствуют за троном, а не на нем. Брать на себя инициативу и ответственность побаиваются, чувствуют себя в роли лидера очень неуверенно. Голуби зависимы от мнений окружающих и преданы предмету обожания.
Они страдают от мелочей, часто суеверны. Легкие, миролюбивые, Голуби укрощающе действуют на темпераментных и агрессивных людей. Свою собственную злость они направляют на себя, часто теряют здоровье, простужаются, теряют кошельки и режут себе пальцы вместо колбасы.
Страус
Страус — человек холодный, расчетливый, осторожный и предпочитает держаться от всего на расстоянии. Ему нужно пространство вокруг себя, а не кто-то под боком. Если кто-то подходит к нему слишком близко, он или отталкивает его или, что чаще, бежит от него сам. Страусу достаточно себя, и он хочет только покоя. Чтобы избежать нежелательных контактов или не дай бог разочарования, он старается спрятать в песок не только свою голову, но и сердце, и талант.
Страус избегает связей и особенно вытекающих из них обязательств. Те, кто выходит за них замуж или женится, знает, что жизнь с ними может быть весьма холодной. Страусы предпочитают страдать в молчании и одиночестве.
Но страдания их не слишком болезненны, поскольку они умеют защитить себя от них. Даже если Страуса отвергли, он перенесет это достаточно спокойно. Они не ждут от жизни и людей слишком многого, поэтому не бывают и слишком разочарованы. Поскольку они никогда особенно ни к чему не стремятся, никто не может сказать, что они потерпели фиаско.
Их отчужденность придает им целостность и самодостаточность, что не хватает как Голубю, стремящемуся понравиться и подлаживающемуся под окружающих, так и Ястребу, который хочет достичь успеха и всегда в движении. Но эта же целостность (ее другая сторона — замкнутость) отрезает Страуса от лучшего в других людях и в нем самом, от бурлящего потока жизни.
Ястреб
Человеку честолюбивому, решительному и храброму, Ястребу нужна власть. Преследуя свои цели, Ястребы приобретают массу противников, но, с другой стороны, они многого и достигают. Их враждебность, агрессивность и некоторая
одержимость делает их очень сложными спутниками в жизни, но в то же время они заставляют каждого вытягиваться перед ними в струнку и выкладываться в деле. Мы чаще восхищаемся ими, чем любим их.
Ястребы требуют немедленного подчинения, беззаветной преданности и массы восхищения. Но, с другой стороны, они работают больше, чем кто-либо, и, как правило, заслуживают такого отношения к себе.
Они стремятся к совершенству, идеалу, бескомпромиссны, требуют «все или ничего». И хотя они легко критикуют других и себя, на критику со стороны реагируют плохо. Всякое предположение, что они могут совершить ошибку, не только вызывает их ярость, но также может ввергнуть их в состояние глубокой депрессии, так как за этим ястребиным фасадом они не так жестоки, как кажется на первый взгляд.
Для Ястребов мир представляет поле битвы и они окружены врагами. Но не стоит беспокоиться: они вооружены умом и проницательностью, они прирожденные стратеги, и у них масса энергии. Единственная битва, которую они проигрывают, — это битва с самим собой.
Если вы хотите меняться…
Этот тест дает только один из возможных «срезов» вашей личности, но, надеемся, с его помощью вы лучше поняли некоторые свои особенности. Не так важно, какие черты в вас больше выражены, — Голубя, Страуса или Ястреба, важно то, что вы еще раз взглянули на себя как бы со стороны.
Видимо, не все вас в себе удовлетворяет. Если вы решили меняться, будьте готовы к ситуациям дискомфорта, — это неизбежный этап в процессе роста.
Согласие на изменение похоже на согласие на операцию: вам будет некоторое время больно, но зато вы освободитесь от старой болезни.
Следующие упражнения могут помочь вам освободиться от слабых, нежелательных сторон вашей личности, развить ваши сильные стороны.
Вам может показаться, что некоторые задания вырабатывают отрицательные качества: зачем же их тренировать? Тут путаница: вам предлагается выработать умения, а не качества. Качества — это навсегда, а умения — только когда надо.
Надо ли уметь «бить»? «Бить» — не надо, а «уметь бить» — бывает очень даже необходимо…
Что нужно Голубю
Диагноз и общие предписания
Вам нужно взрослеть и становиться более самостоятельным, начинать жить своей жизнью, зачастую вопреки ожиданиям или просьбам окружающих. Нужно учиться быть человеком для себя, а не человеком для других. Вы имеете право быть самим собой. Вам надо разрешить себе многое из того, что пока для вас внутренне недозволено.
Это не значит, что вы должны становиться плохим человеком, но то доброе, которого в вас так много, должно быть надежно защищено.
Упражнения:
1. Упражнение «Неулыбка».
Улыбка — это прекрасно, она всегда вас красит. Но вас и «ловят» на улыбку: вы улыбнулись? — значит, сказали «Да». А вы уверены, что это всегда самый правильный ответ?
Чтобы стать «более свободным» человеком, научитесь не улыбаться в ответ на улыбку, обращенную к вам. Разрешите себе быть и сумрачным, и серьезным.
2. Упражнение «Нет».
Вам трудно говорить «Нет»? — вы не хотите огорчать человека, ведь он может обидеться или рассердиться на вас. Так вот, вы должны научиться говорить «Нет» спокойно и решительно. Во-первых, вы имеете на это право, во-вторых, такое «Нет» воспринимается нормально.
3. Упражнение «Захват инициативы».
Учитесь захватывать инициативу в разговоре и делах.
4. Упражнение «Нестандартные поступки».
Вы слишком зависимы от мнений окружающих людей и боитесь выйти за рамки стандартного («как все») поведения. Разрешите себе любые разумные, но нестандартные поступки. На автобусной остановке принято только спокойно стоять, но вам холодно, — попрыгайте или сделайте зарядку. Окружающие
будут смотреть на вас как на ненормального? — Во-первых, они не правы, а, во-вторых, какое вам дело до их взглядов и оценок?
5. Упражнение «Губа».
Если неодобрительные взгляды окружающих выдерживаются вами все-таки с трудом, надо тренировать свою психическую устойчивость. На улице или в транспорте немного приподнимите верхнюю губу, обнажая десны и зубы, и ваше лицо начнет приобретать неприятное выражение. Разрешите себе быть с таким некрасивым, неприятным лицом. Упражнение хорошо тем, что вы здесь можете регулировать «уровень напряжения». Станет тяжело, — губу приспустите; а не чувствуете напряжение, — приподнимите губу выше…
6. Упражнение «Подарю тебе оценку».
Это упражнение облегчит вам и выполнение предыдущих заданий и сделает вас более внутренне свободным. В жизни и общении учитесь быть не оцениваемыми, а оценивающими. Не ждите, пока оценят вас, — выстреливайте оценкой первым. Совершая нестандартные поступки, наблюдайте за разнообразными реакциями окружающих (далеко не все из них будут адекватны и умны). Сделали ошибку и кого-то подвели? — не переживайте, а понаблюдайте, как (правильно, нет? умно, нет?) на вашу ошибку отреагирует этот человек.
7. Упражнение «Свобода отрицательных эмоций».
Вы боитесь своими неуместными (особенно отрицательными) эмоциями задеть или огорчить окружающих. Это добрая забота, но именно вам нужно от этой боязни избавиться. Какие бы ни были ваши эмоции, вы имеете на них право. Чаще, свободнее выражайте свои отрицательные эмоции в адрес окружающих или просто в пространство.
8. Упражнение «Свобода голоса и мнений».
Учитесь говорить громко и уверенно, чаще высказывайтесь категорично.
9. Упражнение «Свобода обвинений».
Учитесь в ответ на обвинения не оправдываться, а немедленно переходить в контратаку и встречно обвинять самому. А то и вовсе не ждите, когда начнут нападать на вас: начинайте с обвинений сами.
10. Упражнение «Наведите порядок!»
Возьмите себе за правило наводить порядок в магазинах и других службах сервиса, где сервиса пока нет. Разрешите себе делать замечания работникам торговли и службы быта (не важно, будут они эффективны или нет).
Что нужно Страусу
Диагноз и общие предписания
Ваша холодность, ухудшающая контакты с людьми и ограничивающая восприятие всех красок мира, — не природная, а лишь следствие вашей боязни связей и переживаний. Да, жить бывает больно, но это еще не повод, чтобы не жить вообще. И то, что было так болезненно в детстве и юности, уже не страшно сейчас. Попробуйте открыть себя миру, и мир откроет себя вам! Ваша главная задача — развивать в себе интерес и внимание к окружающим людям, научиться их лучше понимать и чувствовать.
Упражнения:
1. Упражнение «Ассоциации».
Это известная игра в компании, когда один выходит, а кого-то загадывают. Отгадчик должен задавать «абстрактные» вопросы (например, «Какая вещь домашнего обихода?»), а отвечающий должен думать о загаданном человеке, стараясь ассоциативно связать с ним свой ответ.
2. Упражнение «Запоминание лиц».
Выработайте в себе привычку запоминать лица окружающих вас людей. Посмотрели, закрыли глаза, попробовали восстановить все зримо, в деталях. Не получается, что-то «не видите»? — смотрите снова, чтобы запоминание было полным.
3. Упражнение «А как он смеется?»
Глядя на лица, постарайтесь зрительно представить: «А как этот человек смеется или плачет? Как он объясняется в любви? Каков он растерянный? Как он хитрит, старается «выкрутиться»? Как он грубит? Ругается? Каков он обиженный? Каким он был в три года (чисто зрительно — видите?)? Каким он будет в старости (видите?)»?
4. Упражнение «А что это он?»
В компании друзей, где идет треп и развлечения, выключитесь из суеты, молча послушайте других и постарайтесь понять: «Почему, зачем вот этот человек говорит или делает это? — и так? Чего это он? Он действительно так весел или только прикидывается? Она молчит? — интересничает? Он изображает шута? — зачем?»
5. Упражнение «Я глазами других».
В различных ситуациях и с разными людьми постарайтесь посмотреть на себя глазами вашего собеседника. Какое впечатление вы производите? Что он думает о вас?
6. Упражнение «Сопереживание».
В разговоре на личные, трогающие собеседника темы постарайтесь активно и заинтересованно (не внешне, а внутренне) слушать его, не перехватывая инициативу и не отключаясь, а сопереживая и пытаясь поставить себя на его место.
7. Упражнение «Перевоплощение».
Попробуйте почувствовать себя на месте другого человека. Представьте, что он — это вы. Поставьте (посадите) себя на его место, влезьте в его внешность, проникните в его внутренний мир. Воспроизведите его посадку, походку, мимику, движения. Перевоплотитесь — постарайтесь почувствовать его чувствами и подумать его мыслями.
8. В компаниях чаще вылезайте на роль массовика-затейника.
Не получается? — учитесь.
Что нужно Ястребу
Диагноз и общие предписания
Видя в окружающих врагов, вы невольно превращаете в них даже тех, кто мог бы быть вам другом. Возможных единомышленников вы против их воли превращаете в своих конкурентов. Чтобы этого не происходило, вы должны научиться быть более терпимыми и доброжелательными.
Упражнения:
1. Упражнение «Улыбка».
Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда.
2. Упражнение «Мир тебе».
Первая фраза (внутренняя фраза, установка) при встрече с любым человеком у вас должна быть «Мир тебе!» Подарите ему это всей душой, всем сердцем! Выходя утром из дому, киньте это небу, птицам, деревьям! Какое-нибудь симпатичное дерево можно и обнять.
Если с кем-нибудь начинаете спорить или ругаться, каждые 3 минуты вспоминайте и повторяйте: «Мир тебе!» — это поможет вам остановиться.
Многим больше нравится (и просто спасает) другая внутренняя фраза, а именно: «Хорошо». Чтобы ни случилось, каждые пять минут говорите себе с внутренней улыбкой: «Хорошо!» На вас кричат? — «Хорошо». Вы кричите? — тоже «Хорошо». Через какое-то время кричать уже не захочется никому и в душе станет светло и тепло.
3. Упражнение «Передача инициативы».
Чаще передавайте собеседнику инициативу в разговоре. Пусть разговор будет про то, что хочет он, и так, как хочет он.
4. Упражнение «Оценка на себя».
Чаще становитесь оцениваемым, а не оценивающим. Как рядом с вами чувствуют себя окружающие? Им уютно от вас и рядом с вами? Если кто-то совершил ошибку, обратите внимание не на этот факт, а на свою реакцию в этой ситуации.
5. Упражнение «Приятный разговор».
Если вопрос не слишком принципиальный (кстати, учитесь чаще оценивать его именно так), постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав собеседник или нет, глуп или нет, — сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.
6. Упражнение «Облако в штанах».
Учитесь говорить меньше, тише, мягче. Старайтесь согласиться, а не возразить. Чаще говорите «Да», а не «Нет». Избегайте категоричных фраз и интонаций.
7. Упражнение «Комплименты и благодарность».
Используйте любую удобную возможность, чтобы сказать человеку что-то о нем и о его действиях хорошее. Все, что вам в человеке понравилось, выразите: глазами, улыбкой и конечно же словами. Разрешите себе восхищаться: «Вы сегодня прекрасно выглядите!» «От души спасибо, это просто восхитительно!» Главное, чтобы это было искренне, а это зависит только от вас.
8. Упражнение «Гроза отменяется».
Учитесь сдерживать свои отрицательные эмоции. Вам тяжело их сдерживать, а окружающим тяжело их переносить. Учитесь не ругаться. Не слабо целую неделю всем все прощать, принимать с пониманием, не критиковать и не делать замечания, не осуждать, не ругаться? Если неделю слабо, то сколько не слабо?
9. Упражнение «Мудрец».
Учитесь мудрости, созерцательному взгляду на жизнь и умению проигрывать. Ваш проигрыш — ваш новый опыт и возможность извлечь из этого урок. Что бы ни произошло, прежде чем негодовать или расстраиваться, спросите себя: «А как бы к этому отнесся мудрый человек?»
Правильно поставленное мышление
Манекенщицам ставят походку, пловцам — гребок, боксеру — удар. Точно так же каждому из нас можно поставить мышление.
Мышление — это не просто течение мыслей по поводу происходящего. Мышление — это работа, которая должна давать продукт и двигать вашу жизнь вперед. Чтобы учиться такому — продуктивному, рабочему — мышлению, сделайте одно любопытное упражнение.
Черты человека, успешного в жизни: тест
Напишите черты человека, успешного в жизни: 10 черт, особенностей, которые представляются вам самыми важными и яркими.
Это не сложно, и ваши результаты изучить вам действительно будет интересно: поэтому найдите ручку и тут же, в книге (вариант — на отдельном листке) напишите 10 самых важных на ваш взгляд черт и особенностей успешного человека.
Напишите — вам это понравится, в этом есть смысл.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Теперь изучаем, что получилось.
Скорее всего вы написали очень правильные вещи. Проверить это легко: покажите ваш список другому умному человеку и спросите: «Можно ли сказать, что это черты успешного человека?» Если умный человек не захочет умничать, он просто скажет: «Да». Да, вы разумный человек, вы написали все правильно.
Но: многознание ума не прибавляет. Поэтому — следующие вопросы к вашему списку.
Пометьте плюсом те пункты, наличие которых зависит лично от вас, а не приходят с возрастом или дарятся человеку от природы. Минусом отметьте то, что от вас зависит мало: то, что вы считаете скорее врожденными качествами человека.
К примеру, «нацеленность на результат» (вместо рассеянного блуждания) вы, скорее, в себе включаете сами, природа здесь ни при чем. Если же в вашем списке есть пункты «мудрость» или «харизма», дело другое: мудрость обычно приходит (или не приходит) просто с возрастом, харизма лидера чаще дарится с рождения: либо она есть, либо она есть не у вас.
Строго говоря, харизма развивается тоже, просто это дело не быстрое и нужны специальные методики.
Далее. Пометьте новыми плюсами те качества, которые вы умеете развивать, с которыми вы умеете работать. Минусами — качества, которые развивать не умеете, к которым у вас нет методики развития.
Как развивать «чувство юмора» и «удачливость», всерьез я не знаю. Если у вас также нет эффективных методик, ставьте минус. А вот к «системному мышлению» у меня есть методики, игры и упражнения, которые такое мышление развивают, и я готов пометить этот пункт плюсом.
И последнее. Поставьте плюсы рядом с пунктами, которые вас воодушевляют, мотивируют, которые вызывают у вас желание их нарабатывать. Минусом пометьте пункты списка, которые вы развивать едва ли будете — черты личности, к которым вы равнодушны или, более того — они вызывают у вас протест.
Дисциплина — для успешного человека это очень правильно, очень понятно и конкретно, но далеко не всех это понятие мотивирует.
Интересно, что если то же самое назвать другим словом, например «организованностью», то «организованность» обычно мотивирует существенно больше, нежели «дисциплина». «Я приучаю себя к дисциплине» — не звучит, а «я развиваю у себя организованность» — произносится солидно.
Итого, пункты нашего списка помечены плюсами и минусами. Что это значит? Все просто: чем больше у вас плюсов, тем правильнее построено ваше мышление, тем лучше оно работает на вас. С другой стороны, чем больше у вас минусов, тем больше минусов вашему мышлению, вашему (не)умению и привычке думать.
Более 15 минусов — совсем печально, надеюсь, это к вам не относится.
От 10 до 15 — читайте рекомендации дальше, работать с мышлением необходимо.
От 5 до 10 — неплохо, читайте рекомендации дальше, совершенствовать свое мышление всегда полезно.
Менее 5 — поздравляю, вы с громадным интересом прочитаете рекомендации далее и поймете, что вы всегда делали это раньше и планируете делать это всегда.
Вещи правильные — и те, которые работают
«Минус» напротив того или иного понятия значит, что это понятие — не рабочее, для жизни — пустое. Эта информация, с которой непонятно что делать, будет лежать в вашей голове рядом с другими такими же нерабочими знаниями, вы при этом будете становиться все более умными и все более неуспешными в жизни.
Голова — предмет слабый, для загрузки интеллектуальным мусором в больших объемах не приспособлена.
Мы знаем много правильных вещей, но в жизни важнее не правильные вещи, а те, которые работают: на нас и для нас. Констатация факта — это пустышка, это не работает. То, что зависит не от нас, что непонятно как развивать, что нас не воодушевляет — все это мертвые, пустые, не рабочие для нас знания.
Я когда-то заинтересовался методиками правильного питания. Нашел умную книжку умного профессора, прочитал ее внимательно и пошел, как обычно, заливать в кипяток мясной быстросуп.
Ведь это быстро и съедобно, да?
Профессор написал все умно и правильно, но на мою жизнь это не повлияло никак. А потом я взял в руки новую книгу Владимира Львовича Леви «Разговор в письмах», погрузился в его живое и трепетное повествование, после чего уже тридцать лет мяса себе на здоровье — не ем. При этом совершенно не
утверждаю, что это правильно. Сам В.Л. (мы с ним тогда жили рядом) как-то скептически прокомментировал мои восторги: «Коля, когда я писал эту книгу, мне просто нельзя было кушать многие продукты, поэтому я так смачно об этом и писал, сам себя пугая последствиями!»
Книга Леви не была обоснована строгими научными фактами, она была скорее вдохновенна, как стихотворение, и поэтому именно ее содержание стало — рабочим. Действенным.
Как мыслить правильно
Правильно мыслить — это значит мыслить о чем надо, когда надо и как надо. А это значит:
Приучайте себя мыслить конкретно.
«Работа над собой», «Улучшение себя», «Искоренение своих недостатков» — слова красивые, но обычно за ними ничего не стоит. И тот, кто такими словами пользуется, чаще всего топчется на одном месте.
«Вставайте, граф! Вас ждут великие дела!», «Утро начинается с зарядки», «Встал — убрал постель», «Вышел из дома — расправил плечи» — вещи простые и конкретные. И польза от таких мыслей, дельных распоряжений самому себе — большая.
Прекращайте грузить себя размышлениями о том, что вас ни к чему не приведет.
Не заводите об этом разговор, не идите к тем людям, где эти разговоры возникнут, не читайте то, что вас к этим размышлениям подтолкнет. Займите себя чем-то простым и полезным.
Например, для вас в ближайшее время это:… Что?
Думайте о том, о чем думать сейчас надо.
Если перед глазами у вас есть листок, куда вы записываете дела предстоящего дня, все становится проще — вас организует этот деловой листок. Если у вас друзья — дельные люди, ваше мышление организуют ваши друзья. Рядом с ними вы всегда начинаете размышлять о хорошем. О нужном.
Думайте так, чтобы прийти к результатам, которые вас порадуют или будут вам полезными.
Как это?
Предположим, вы задумались о своей работе.
Вы планируете там что-то менять? Вы действительно планируете там что-то менять? Если да, то думайте дальше, и обязательно. Если нет, то кончайте думать и займитесь делом.
Дела у вас есть?
Далее. Размышляя о своей работе, вы подумали и пришли к выводу, что вы специалист невысокого уровня и едва ли в ближайшее время сможете что-либо с этим сделать.
К сожалению.
И расстроились, естественно.
Любопытно: и зачем тогда вы об этом подумали так? Это подняло вам уверенность в себе, поможет вам сделать дела, которые вам предстоят? Придумайте, как по-другому вы можете думать о себе так, чтобы верить в себя и научить себя хотя бы маленькой вещи, которая вам в вашей работе пригодится.
Научиться печатать десятью пальцами? Прекратить оправдываться? Что-то еще?
Запишите этот полезный вывод здесь.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
А можно подумать и принять серьезные решения. Жизнь-то ваша одна, почему бы и да?
Я размышляю над таким серьезным решением:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Выбор Франклина
В этой книге я с удовольствием буду знакомить вас с людьми, которых уважаю сам и которые вызывают уважение окружающих. Таких людей много, но лучше говорить о людях известных.
Бенджамин Франклин — очень известный человек.
«Приблизительно в 1728 году я замыслил смелый и трудный план достижения морального совершенства, выделив из известных мне моральных добродетелей тринадцать важнейших. Вот названия
этих добродетелей с соответствующими наставлениями:
Воздержание — Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.
Молчание — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
Порядок — Держать все свои вещи на местах; для каждого занятия есть свое время.
Решительность — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
Бережливость — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.
Трудолюбие — Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным, отказываться от всех ненужных действий.
Искренность — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.
Справедливость — Не причинять никому вреда, не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
Умеренность — Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.
Чистота — Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и жилище.
Спокойствие — Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.
Целомудрие — Предаваться любовным утехам не часто, только ради здоровья или произведения потомства, никогда не делать этого до отупения, истощения, а также в ущерб своей или чужой репутации.
Смирение — Подражать Иисусу и Сократу».
Наверное, это список не претендует на универсальность и подойдет не многим, но для начинающего жизнь 22-летнего Бена Франклина он был рабочим и нужным. Вы знаете, что Бенджамин Франклин стал одним из самых уважаемых людей в своей стране.
Десять черт успешного человека
План морального совершенства и список важнейших добродетелей — это не то же самое, что черты человека, успешного в жизни. Естественно, что у вас список будет другим, более деловым, хотя едва ли правильно совсем отделять жизненную успешность от того, что относят к морали, этике и человеческой порядочности.
Проведите эксперимент, опросите деловых людей, собственников и руководителей предприятий, что они более всего ценят в своих коллегах. Услышите разное, но два пункта будут встречаться чаще других: «дельный» (другое название — «профессионал») и «предсказуемый». Что это такое? Это другое название порядочности. Если вы уверены в действиях партнера, уверены, что он вас не кинет, — партнер предсказуем. И это очень ценится.
Порядочные, ответственные, заботливые и любящие люди имеют свою, вполне реальную жизненную успешность за счет того, что их уважают, ценят и любят окружающие. За них могут поручиться и дать кредит, их выручат друзья, им легче найти свою любовь, у них вырастают замечательные дети. Они живут в ладу с собой и своей совестью, а это — много. Может быть, по этой же причине у них искренние улыбки и хорошее здоровье.
Десять черт успешного человека, которые, может быть, и для вас станут привлекательными и рабочими понятиями, это:
1. Тело здоровое и энергичное.
2. Радостное восприятие жизни. Хорошо. Солнышко. Не пищать! Позитив и энергия.
3. Чувство другого. Я не пуп земли, а повернут к людям. Всегда вижу, слышу и чувствую людей рядом с собой, стараюсь понимать их так же хорошо, как чувствую себя.
4. Заботливость. Я помню и забочусь о людях вокруг меня, помогаю тем, кто в моей заботе нуждается.
5. Всегда в осмысленной работе. Дорожу каждой минутой, не занимаюсь пустыми развлечениями, всегда в деле.
6. Нацеленность на результат. Постановка цели, планирование, ответственное исполнение, точная корректировка. Цель поставлена — цель будет достигнута.
7. Позиция цивилизованного лидера. Я не жду и отвечаю кому-то, а формирую и делаю сам. Я становлюсь лидером, чтобы больше сделать и помочь людям.
8. Установка на сотрудничество. Вместе можно сделать больше, чем одному. Лучший выигрыш, когда выигрывают все. Я рад, когда мы богатеем все вместе.
9. Порядочность. Я не подвожу людей, держу слово, выполняю договоренности, с уважением отношусь к коллегам, не мщу, не злословлю за спиной, не решаю свои проблемы за чужой счет. Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться.
10. Всегда в развитии. Никогда не стою на месте, меняюсь быстро и с удовольствием. Развитие — мой естественный способ существования.
Список — не догма, а способ себя организовать. Еще раз подумайте над тем, что вы написали до этого, сопоставьте с этим, предложенным вам, списком, и примите решения свои. Подойдите к вопросу творчески, и совершенно не обязательно, чтобы в списке было именно десять пунктов… Важно, чтобы в результате вы остановились на том, что вас радует, к чему вам хочется возвращаться, и чтобы уже сейчас поставили себе хотя бы одну конкретную задачу.
- «Я буду работать над…»
- «Начну тогда-то…»
- «Первый мой шаг будет…»
Владимир Клинков
С деловыми людьми говорить о любви и порядочности не всегда просто. Но — интересно.
Владимир Клинков, проходя у меня обучение, делал это качественно, как и все, что он делал. Успешный издательский бизнес, свободное знание шести языков, умение ставить и достигать цели… — он был впереди во всем. Отлично закрыл все основные цвета учебного курса «Дистанция», по учету и планированию времени показал просто феноменальные результаты, наработав способность отчитываться за результат каждых 2 (двух!!) минут своей жизни.
Достойно!
И вдруг — уперлись. Последнее упражнение «Дистанции» — «Любовь». «Если бы я любил, как бы я относился к себе, к людям, к вещам, к жизни…» И Владимир задал вопрос: «Зачем? Зачем мне любить? Какой для меня смысл в этом упражнении?»
Если Владимир задавал вопросы, они были не случайны, хорошо продуманы.
Для других курсантов «Дистанции» подобного вопроса не существовало. Особенно бушевали женщины: «Как зачем? Ну как же без любви?! Только если любишь, жизнь становится прекрасной, наполняется настоящим смыслом!» Владимир был ровен, спокоен, рассудителен: «Упражнение «Хорошо» я отработал, настроение всегда позитивное, вопросов о смысле жизни у меня не стоит. Вообще личная жизнь меня интересует мало, а зачем нужно любить в бизнесе?» Эмоциональные доводы разбивались об него, как о скалу: он был бизнесменом и рационалистом.
Владимиру нужны были разумные доводы, серьезная аргументация. Хорошо, как говорят психиатры, «с каждым человеком надо говорить в формате его бреда». То есть на его языке. Я предложил ему: «Владимир, до сих пор мои предложения были для тебя выгодными, сделай и это — как эксперимент. Ты талантливый, жить с любовью у тебя получится без большого труда, неделю продержишься. Живи с любовью, через неделю доложи о результатах. Есть?» — «Есть!»
Владимир пришел через две недели с глазами, наполненными любовью. «Любовь — это великолепно. Я теперь всей душой люблю приходящих ко мне клиентов, с любовью веду переговоры, особенно переговоры трудные, люблю своих подчиненных и коллег, с которыми приходится иметь дело. Докладываю: на одной любви я за последнюю неделю сделал дополнительно четыре тысячи долларов. Любить — выгодно. Когда я людей люблю, с ними удается быстрее договариваться, клиенты быстрее несут деньги, я делаю дела с большей охотой и меньше устаю. В квартальный план я включил привитие любви своим ключевым сотрудникам, я хочу, чтобы они тоже начали любить.
Любовь — очень перспективный ресурс!»
«С каждым человеком надо говорить в формате его бреда…»
Что делать с недостатками: работа на позитиве
Разве я не уничтожаю своих врагов, когда делаю из них своих друзей?
Авраам Линкольн
Недостатки есть у всех, и со своими недостатками нужно бороться.
Да, это правда.
Но это правда — не лучшая.
Сопоставьте две вещи:
Дети не борются со своими недостатками. Дети себя любят, а к своим особенностям относятся — с интересом.
Ну, описался. Интересно! А родителям поплачем — чтобы заменили памперс.
Дети развиваются быстрее, чем взрослые.
И не просто быстрее, а естественно и с удовольствием.
Это вам о чем-то говорит?
Недостатки — это недовольное называние своих особенностей. Нравится — назовем «осторожный человек», не нравится — «трусливый».
Недостатки — это просто особенности не к месту. Когда нужен «вдумчивый человек, не склонный принимать импульсивные решения», вас ценят, в другой ситуации вы с этими же особенностями будете — «тормоз обыкновенный».
Недостатком мы также называем то, что не умеем использовать. Если вы уже научились себя преподносить, вас будут с улыбкой называть «он очень живой и увлекающийся», в более противном случае вас сочтут «несерьезным и неорганизованным». А вы — такой же…
Возможно, мы действительно не сразу научимся наилучшим образом использовать все свои особенности: действительно, некоторые особенности регулярно будут приносить нам (и окружающим) скорее огорчения, нежели радости, но именно
поэтому имеет смысл с собой договориться: недостатков у нас нет.
У нас есть особенности, потому что каждый из нас непохож на другого. И наша задача, с любовью и ответственно относясь к себе, к своим особенностям, взяв эти особенности за основу (других ведь все равно нет!), — развивать себя дальше. Делать себя еще лучше. Потому что мы уже уникальное, сложное и редкое создание, ну а дальнейшая настройка, умение наилучшим образом использовать свои особенности — это правильная следующая задача.
Познакомьтесь с Леонидом: Леонид собой недоволен. Он знает, что он ленив и неорганизован, и не верит, что с такими недостатками может в жизни чего-то добиться, даже если в чем-то он и способный. Кроме этого, он еще и вспыльчив, и ему безумно стыдно, когда он срывается на своих друзей. Это действительно просто ужасно. Более всего ему неприятно, когда кто-то обсуждает его недостатки, даже если делает это с желанием ему помочь. Может, у кого-то и получается себя менять, но не у него: куда ему с его ленью и неорганизованностью… Иногда у него возникает желание еще раз побороться с собой, но мало верит в то, что из этого что-то выйдет. Чем больше он воюет со своими недостатками, тем чаще оказывается в проигрыше.
А теперь — взглянем на него же, но когда Леонид сам смотрит на себя по-другому: в позитиве. Леонид собой гордится: он способный, легко переключается, быстро схватывает новое, отходчив и умеет признавать свою неправоту. В отношениях надежен и честен, и поэтому в своем будущем уверен: он сделает все, о чем он мечтает. Да, он знает свои особенности: когда-то бывает вспыльчив, иногда любит с удовольствием расслабиться и делает это не всегда вовремя. Впрочем, он часто представляет себя воплощением всех мыслимых достоинств, верит в себя, а ближайшей задачей ставит добавить себе организованности.
Когда Леонид смотрит на себя в позитиве, он развивается успешнее.
Можно менять себя, раскрывая свои достоинства, можно — борясь со своими недостатками. Борьба с недостатками когда-то может быть и результативной, но чаще эти героические сражения заводят в тупик и просто малоэффективны. «Смириться со своими недостатками» — это фраза и позиция с тех же полей сражения, только сражений проигранных. Гораздо интереснее и перспективнее развивать себя, видя свои особенности и основываясь на своих достоинствах.
Не надо бороться со своей раздражительностью, вместо этого вспомните свое стремление организовать свою жизнь. Приучайте себя ложиться вовремя, утро начните с бодрой зарядки, напишите свои задачи на день и почаще отдыхайте — эти, самые простые вещи, гораздо быстрее дадут вам нужный результат.
Пока вы не имеете достаточно сил и умений, чтобы легко менять себя, используйте эту мудрую тактику: не уничтожайте свои недостатки, займитесь умножением своих достоинств. Перевес окажется в вашу пользу, а это самое главное.
Если вам понравился данный фрагмент, купить и скачать книгу можно здесь
Комментарии (2):
Подсчитала, у меня получилось, что я - Голубь. Советы для этого типа личности очень подошли, я примерно в таком ключе и развивалась, училась отстаивать себя, не быть для всех и всегда "хорошей".