Вредит ребенок
Примеры из жизни
Писает на пол
Ребенку год и месяц, стал писать на пол, когда злится. Не беру на руки на кухне, объясняю, что вот закончу то-то и то-то, помою руки и тебя возьму, плачет, злится и писает мне под ноги. Укладываю спать, если колбасится по кровати, выдворяю на пол, он там молча делает лужу, естественно, встаю вытирать. Мешает во время уборки, не слушает, если говорю не ходить туда-то и туда-то. Выдворяю из комнаты за стеклянную дверь, он видит меня, начинает стучать в дверь, плачет и писает. Короче говоря, я не могу ни в чем настоять на своем. Обязательно будет лужа...
Создает беспорядок
Итак, имеем разбросанные игрушки, рассыпанную землю из цветочного горшка, разлитую воду и т.д. Пару раз за последние несколько два месяца были даже пописы на пол! (хотя человек вполне самостоятельно пользуется горшком где-то с полутора лет), причем последнее явно демонстративно.
Я, каюсь, человек эмоциональный, если есть общая усталость или еще какие сопровождающие обстоятельства, могу и громко возмутиться — Это что такое ты сделал?
Другие варианты — это если не громко и сердито реагирую:
1) предлагаю убрать совместно, тебе веник, мне совок (или наоборот). Нет, говорит, не хочу, ты сама..
2) мне трудно, говорю, ты помоги мне, ты ж умеешь подметать.. Пару минут совок подержит, дальше ты сама, говорит...
3) пока не подметем, не будем играть/ читать/ ужинать (в зависимости от желаний детя)..
Несколько раз, пока пробовала разные варианты поведения, убирала сама, но его держала за руку до конца уборки, хоть и упирался...
Мне лично не нравится ни один из этих вариантов, тк. они не работают. Т.е., не дают стабильного результата.
Решение проблемы
Доминирующая роль
В любом случае, когда ребенок напрашивается на строгое руководство — значит он устал и хочет побыть маленьким. А неадекватность самих способов напрашивания — это только потому, что с полувзгляда мама не различила это состояние чрезмерной ответственности и вовремя не показала все прелести ведущей роли. Типа — мама на этот раз (или накопилось) оказалась немного «в танке» И для восстановления равновесия — кто старший, а кто — маленький, уже требуется не просто ведущая, а самая что ни на есть доминирующая позиция. На нее и провоцируют. И чем дольше мама, слыша только обманчивые уверения своей гордости, будет избегать столь «негуманных отношений», тем большая порция тревожности будет накапливаться у ребенка.
Вследствие трудностей с установлением личных границ и принятием своей личной ответственности. Тогда ребенок хронически чувствует себя незащищенным, хронически истерит и «манипулирует».
Личная заинтересованность
Я сама не очень хорошо порой понимаю как нужно поступить...но... у нас, например, был момент, когда сын любил бросать что-либо на пол (когда злился или психовал). Я просила, затем требовала, можно сказать, принуждала поднимать. Не работало. Потом я стала так поступать (и до сих пор в редких случаях)...один раз прошу...не выполняет, прекращаю, ничего не трогаю, оставляю, как есть. Затем проходит немного времени, когда сыну от меня становится что-либо нужно... Тогда я ему и указываю на то, что я просила, а он не выполнил или не напоминая просто повторяю просьбу. Так вот: для начала ему нужно выполнить мою просьбу. Выполняет.
Убираемся вместе
В итоге, после изучения мамских советов, прислушивания к себе и совещаний с мужем у нас сложились такие способы, которые работают:
1) мама (или папа) реагируют СПОКОЙНО (когда трудно, делаю глубокий вдох, потом говорю), хотя, бывает, огорченно;
2) предлагаем убраться вместе, только мама не убирает, детю сразу спокойно, как само собой разумеющееся, вручается вторая тряпка, вторая разбросанная вещица и проч. Т.е., начало уборки не акцентируется, а происходит буднично;
3) если п.2) не сработал, к следующим желаемым событиям приступаем только после уборки. Примеры желаемых событий: поедание сушек, вкусного завтрака (обеда. ужина), купание, ну и прочее, о чем деть просит вскоре после разбрасывания/ разливания. Дело сдвинулось с мертвой точки!