Свобода ребенка начинается с понимания им запретов
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Трехлетний карапуз бегает по дачному участку, он видит красивые цветы, ему хочется их рвать. Но мама против того, чтобы ребенок рвал и тут же бросал на землю ее гладиолусы, поэтому она не разрешает ему бегать по участку без присмотра. Несвобода... Если же ребенок усвоил запрет: «Цветы рвать нельзя!» и понимает, что такое цветы, которые рвать нельзя — он получает разрешение гулять по участку без мамы. Он приобрел свободу, он заработал её тем, что слушал маму, которая ему объясняла, чем цветы отличаются от лопухов и решил слушаться маму, цветов не рвать.
Чем меньше ребенок, тем в большей степени беспрекословно он должен слушать своих родителей.
Может ли ребенок выбегать с дачного участка? Если рядом проезжая дорога и ребенок не знает, что на дорогу выбегать нельзя никогда и никак — ему нельзя выбегать и с дачного участка. Категорически нельзя.
Но даже и на участке: предположим, мама не против, чтобы ребенок рвал на участке любые цветы, но в зоне протянутой руки от ребенка начинается соседский участок, и там растут цветы, которые рвать нельзя. Как тогда? Ребенок еще не знает, что такое «наш участок» и «соседский участок», он видит тут цветок и рядом цветок, но тут цветок рвать можно, а вот рядом — нельзя. Почему?? Как это понять? Никак это не понять. Да, у ребенка еще нет средств понять эти взрослые деления «наше — чужое», и поэтому в таких случаях его задача не понимать, а просто слушаться. Вот это можно, а это — нельзя. Вот этот цветок рвать можешь, а рядом такой же — нельзя. Просто — нельзя. Никак нельзя. Почему? Потому что мама сказала нельзя. И всё.
Если ребенок это усвоил и маму слушаться стал, он будет свободно бегать по участку. Не слушается маму — мама будет держать его только рядом с собой, а то еще и привяжет его на поводок...
Что значит — ребенок растет, ребенок взрослеет? Это значит, в частности, что он уже сам знает, что такое можно, а что нельзя. Это значит, что запреты внешние стали его внутренними запретами. Уже не нужно, чтобы «нельзя» каждый раз ему кричала мама или за нарушение запрета его шлепал папа; ребенок уже сам понимает, что чужое брать нельзя и на дороге — не балуются. Ребенок взрослеет — и родители могут давать ему большую свободу. Умные родители хотят, чтобы их дети имели больше свободы, и поэтому заботятся о том, чтобы дети знали запреты. А начинается все с того, что маленькие дети должны слушаться своих родителей — беспрекословно. Сразу. На счет раз.