Способы организовать жизнь детей в напряженной ситуации
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
— Что такое «быть любящими родителями»?
— Быть умными и ставить своих детей высоко в приоритетах, часто думать о них. Я только сейчас начинаю понимать, что такое «любить детей», и с каждым годом накапливается все больше сложнейших вопросов, которые идут вразрез с обыденными убеждениями. Критерий простой: наши дети должны быть лучше нас.
— Для многих родителей переход на дистанционное обучение является шоком и стрессом.
— Люди делятся на две категории: те, которые видят проблемы, и те, которые видят задачи. Мыслите в режиме задач, и ваша энергетика будет выше, и позволит вам сделать больше. Кроме того, в условиях трудностей есть семьи, которые распадаются, а есть те, которые начинают крепче держаться друг за друга. Нелегко, когда теряешь работу или занимаешься ею дома при орущих детях. В такой ситуации важно детям объяснить, почему у них теперь начинается новая жизнь и важно помогать маме. Спросить, кто на себя берет какие обязательства, и жизнь превратится в источник новых возможностей.
— Как любить детей?
— Приучать к хорошим привычкам. Например, ложиться вовремя и рано вставать. Наладить у них нормальную здоровую жизнь: назначить время, когда они встают, делают уроки, занимаются зарядкой, спортом. Если ты это делаешь, у детей есть будущее и они потом скажут тебе спасибо.
— Что делать в напряженной ситуации?
— Здесь у нас добавляются некоторые обязанности: 1. Запрет на уныние. 2. Бодрый голос, довольное лицо и теплые слова.
— Вопрос слушателей: как научить ребенка самостоятельно играть?
— Неправильно вообще приучать детей к развлечениям. Я бы сказал, что это беда современной педагогики: мы, родители, счастливы, когда дети уничтожают время просто так. Мы им прививаем самое сильное детское впечатление: радость — в том, чтобы тратить время на фигню. Тогда вырастет взрослый, у которого рабочие будни будут серыми, а высшим счастьем будет наступление выходных, когда можно позаниматься ерундой.
Три главных требования к детским играм:
- В игре должна быть цель.
- Должны быть правила.
- Возможность оценки успешности ребенка — как он сыграл.
Любая игра — пустышка, если вы не научили ребенка в нее играть.
— Можно ли сказать, что научить играть = научиться самоорганизации?
— При управлении семьей и бизнесом работают одинаковые законы. Обучение сотрудника новому делу проходит через 4 стадии:
- Диктат. Делать по инструкции. Освоение азов.
- Наставничество. Ты делаешь сам, но наставник рядом, и если у тебя затруднения, он тебе помогает.
- Партнерство. Обдумывает стратегию и тактику, как задачку решать, а потом обсуждает с тобой, все ли у него хорошо.
- Свобода и делегирование.
— Как это укладывается в голове, когда в одной сфере свобода, а в другой диктат?
— Дети очень не любят, когда они неуспешны. И если на первом этапе он послушался папу, сделал и не получилось, виноват папа. И они с легкой душой так делают.
— Интересное сочетание диктата и свободы.
— В том-то и дело. Например, все сейчас сильно устают от работы. Я встаю в полпятого и работаю до пол-одиннадцатого, без выходных и отпусков, и не устаю. У меня есть дисциплина отдыха: каждый час я отдыхаю 10 минут, делаю дыхательную гимнастику, растяжку, спорт. И учу этому своих сотрудников. Дисциплина ради свободы, отдыха и творчества.
— Где грань между диктатом и адекватным воспитанием?
— Профессионализм, опыт и хорошая голова. Если твоя жизнь показывает справедливость твоих концепций, ребенок пойдет за тобой. Дети хотят следовать за умными и сильными. У матери и отца должна быть общая позиция. Дети при помощи вас должны смочь сразу же быть лидерами в классе. Где здесь насилие, если дети знают, что родители — лучшие помощники?