Психология и педагогика. Выпуск 2010-08-16 (закрытый архив)
Дорогие коллеги!
Новости:
1. Я вернулся из Болгарии, прерванная на две недели рассылка возобновятся.
2. У меня сегодня день рождения, принимаю поздравления.
3. Запущен сайт Университета практической психологии - Ура! Заходите, →
Сегодня думаем о практической психологии и педагогике. Где они стыкуются? В чем они расходятся? Куда двигаться практическому психологу?
Психология и педагогика
Задача психологии - объяснить поведение разных людей, описать особенности поведения людей разного возраста в разных ситуациях. А вот как помочь людям развиваться, учиться, как их воспитать, чтобы они стали достойными людьми - этим уже в строгом смысле занимается не психология, а педагогика. Объяснение и описание, рекомендации по использованию методик - это психология. Формирование и воспитание, методы влияния и технологии - это педагогика.
Провести исследование, протестировать, насколько ребенок готов к школе - это психология. Подготовить ребенка к школе - это педагогика.
Психолог может только сидеть за столом, констатировать, оценивать, описывать и объяснять, в лучшем случае придумывать рекомендации для тех, кто будет с людьми что-то делать сам. Вступать во взаимодействие психолог может только, чтобы изучить, а не что-то в человеке изменить. Что-нибудь реально делать руками, реально влиять на человека, человека менять - это, считается, уже другая профессия: педагогика.
Психолог в сегодняшнем понимании - принципиально безрукое существо.
Разрешено ли психологам ставить педагогические цели?
Кажется, что вопрос странный, но еще неожиданнее будет ответ: пока такого разрешения нет, пока психологи, ставящие перед собой педагогические цели, подставляют себя под обстрел.
Последние несколько десятилетий в психологии негласно запрещены дипломные и диссертационные работы, содержащие слово "формирование" применительно к личности. В гуманистической идеологии считается, что человек не может формироваться, он может только расти и развиваться на основании внутреннего потенциала. А формирование - это вмешательство в святая святых: жизнь свободной личности.
Педагогика спасается тем, что она воспитывает маленьких детей. Как только мы переходим к воспитанию взрослых, сразу звучит серия непростых вопросов:
- Кто вам разрешил определять, куда жить конкретному человеку? На каком основании вы берете на себя право определять, что для человека плохо, а что хорошо?
- Когда вы формируете человеку его ценности, предъявляете ли вы весь свой инструментарий, чтобы он мог его оценить и одобрить? Если вы влияте на ценность и личность человека без его ведома и согласия, понимаете ли вы, что вы занимаетесь манипуляциями?
Эти вопросы - важные и нужные. Плохо, когда ими бьют по рукам.
Но психологи, которые тянутся к практике - к практике тянутся все равно. Что же им делать в этой ситуации? Два типовых решения - или заниматься педагогикой втихую, или заниматься психотерапией в открытую.
Потому что психотерапией психологу заниматься - все-таки можно. Потому что здоровым помогать нельзя, а больным - можно.
Главный выбор практического психолога: психотерапевт или психолог-педагог
В области практической психологии можно работать и консультантом, и тренером, при этом главным выбором все равно остается: ты скорее психотерапевт либо скорее педагог? Ты лечишь или ты учишь? См.→
Чаще всего сегодня этот выбор совершается в сторону психотерапии. Вначале это представляется вполне романтично: "Я буду помогать людям в трудных ситуациях", вскоре приходит видение, что психолог-консультант легко превращается в сотрудника службы быта, ремонтирующего на скорую руку загнивающие экземпляры.
Пишет Гульназ Байтурова:
Недавно я общалась с женщиной из Швейцарии, которая раньше была психологом, и бросила эту интереснейшую сферу. Оказалось, она считает что психология это бесполезная работа по сбору мусора с чьей-то души. Я думаю, что она просто не знала, что нужно было не просто консультировать, а менять взгляды и человека через игры, роли и удовольствие.
Психолог может работать как педагог.
Все больше появляется людей, которые понимают необходимость слияния теоретической и практической психологии. Лучший эксперимент - формирующий эксперимент, лучшая теория - выросшая из богатой практики.
С каждым годом растет понимание, что от непосредственной помощи людям с проблемами нужно переходить к профилактике, предупреждая появление проблем. Что нужно заниматься просветительской работой, обучением, психологией развития, что именно это оказывается тем перспективным направлением, которое создаст нового человека и новое общество. Психолог должен учиться становиться педагогом.
Наверное, это очень понятные и простые задачи:
- повышать психологическую культуру и учить людей строить отношения не тогда, когда отношения уже разладились, а пока люди еще рады друг другу.
- не вытягивыть из проблем людей, потерявших смысл жизни, а учить жить так, чтобы жизнь с каждым днем становилась богаче и радостью, и смыслом.
- помогать в выработке качеств, которые позволяет им стать социально успешными, востребованными людьми, уважаемыми членами общества.
Педагогическая миссия психолога
В Древней Греции педагогом называли раба, который брал ребенка и отводил ребенка в школу. Сегодня вокруг нас так же много красивых и достойных людей, заинтересованных в том, чтобы вы, как умный, взрослый и опытный человек, взяли его руку в свою и повели по жизни, уча жизни и открывая ее возможности.
В области бизнеса психолог-педагог - тот, кто учит бизнесменов сотрудничеству, умению быть цивилизованным лидером.
В личных отношениях это мудрый и светлый человек, воспитывающий в людях благодарность, умение ценить то, что людям дает жизнь, что им дарят близкие.
Он учит людей жизни: учит адекватности, умению примиряться с тем, что пока нам не под силу, и преодолевать то, что могут преодолеть смелые и мужественные люди.
Психолог-педагог зовет людей к росту и развитию, показывает, как это - не быть Жертвой, как становиться автором своей жизни.
Психолог-педагог - тот, кто привносит в жизнь людей иногда забытый ими смысл, говорящий о том, что жизнь - бесценный подарок, сам факт которой есть величайшее счастье.
Психолог-педагог оказввается рядом вместе с теми, для кого важно размышлять о предназначении человека, для кого внутренне обязательно развивать себя и заботиться о людях и жизни. Психолог в качестве педагога привносит в обыденную жизнь этику, напоминая: "Что бы ты ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться".
Дело осталось за малым - самому стать таким, чтобы твои слова были для тебя не только словами, но твоей жизнь, твоим дыханием, твоей сутью. Но, наверное, такая работа - работа становиться Человеком, - является настоящей радостью для того, кто выбрал быть психологом.
Так? Не так?
Еще раз - успехов всем!
С уважением, проф. Николай Иванович Козлов