Почему я должен идти домой?

30 июня 2023 г. в 08:06

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Запрос

Как быть, если ребёнка зовёшь, он откликается на 3-4-ый раз, подходит к тебе с неохотным выражением лица и вдобавок канючит: «ну, мам, мы так хорошо играли, почему я должен идти домой?». Какие меры здесь может применить разумный родитель? Поговорить дома о том, что ребёнок должен подходить сразу, когда мама его зовёт? Допустим, ребёнок в разговоре согласится, а потом снова не подходит или делает это с недовольным видом. Какие санкции мы можем использовать?

Решение

Не зная сына, не видя его — отвечать трудно, но попробую. Предположим, сына зовут Максим.

Так или иначе, Максим все-таки ко мне подошел. Ноет: «Почему я должен идти домой?». Далее разговор:

— Максим, ты хочешь поныть или обсудить это со мной? Если поныть — это без меня. Сиди дома и ной в окно, сколько захочешь. А мне зачем это слушать? Если обсудить, то поправь лицо, поправь плечи, и умным — или веселым голосом — давай разговаривать. Поговорить хочешь?

Варианты его ответов: «Нет» или «Хочу».


Если «Нет» — хорошо. Молча идем домой.

За ужином: «Есть ли у нас вопросы для обсуждения?». Если нет, ставлю я.

Сегодня я позвала Максима домой. Он откликнулся... на какой раз? на третий или четвертый, а? (...), подошел ко мне, выражая всем своим видом, какая я плохая, и начал канючить: «Ну, мам, мы так хорошо играли, почему я должен идти домой?». 

Первое: я точно изложила происшедшее? (...) 

Второе: Я готова на следующий вариант. Если я зову Максима, чтобы он ко мне подошел, он подходит ко мне сразу. Это раз. Два: если я говорю Максиму, что ему нужно идти домой, он мне отвечает: «Да, мама, готов идти домой. Разреши просьбу?  — Да, пожалуйста? — Можно я еще поиграю десять минут? — Я это разрешаю или не разрешаю».

Другие варианты меня не устраивают. Звать Максима несколько раз мне не подходит. Я в этом случае гулять его не отпускаю, а если он уйдет без разрешения, я его домой не пускаю. Пусть дожидается папу и разговаривает с ним».


Если «Хочу!» — Хорошо, я этому рада, Максим. Давай обсудим!

— Мама, а почему я должен идти домой, если мы так хорошо играли?

— Наверное, потому, что тебе нужно смотреть на время: уже 4 часа, пора садиться за уроки. Ты принимаешь такой ответ? Мой ответ разумный?

— Ну, да. Но мы же так хорошо играли...

— Максим, могу тебе помочь. Может быть, ты хочешь предложить изменить твое расписание? Или ты хочешь обсудить, могут ли, и когда, быть исключения из этого расписания?

— Да, могут ли быть исключения?

— Хороший вопрос. Наверное, вопрос уточним: чем ты можешь заработать, чтобы из твоего расписания были исключения? Ты сам хочешь об этом подумать или нужна моя помощь? (...) Давай так: ты сейчас придешь, садись за уроки, а за ужином мы это обсудим. Хорошо?

— (за ужином). Максим, что надумал? Ты хотел бы, чтобы у тебя когда-то были исключения из твоего расписания, да? И ты хотел подумать, чем ты мог бы их заработать?

  (обсуждение)

— Договорились: Я могу разрешить тебе исключение, если ты до этого семь дней подряд 1) выполнял мои просьбы сразу, 2) не делал вид, что мама у тебя плохая, 3) оценки в школе только 4 и 5.


Вариант, если Максим — дошкольник.

— Мама, почему я должен идти домой?! Мы так хорошо играем!

‐ Максим, я вижу, что ты начал канючить. Ты хочешь и дальше жаловаться или спокойно меня о чем-то спросить?

— Хочу спросить!

— Тогда сначала разгладь лобик, на маму спокойно и приветливо посмотри (помнишь, мы учились менять рожицы?), а теперь встань ровнее. Вот так. О чем ты хочешь меня спросить? (Говорю спокойным голосом)

— Почему сейчас нужно идти домой? Я ещё хочу поиграть.

— Потому, что через час у тебя кружок рисования. За это время тебе нужно покушать, собраться и доехать. Ты помнишь об этом?

— Да, но можно, я сегодня не пойду?..

— Все, что в стоит в расписании, всегда важнее того, чего в расписании нет. Сейчас у нас в расписании что? Рисование. Но если ты хочешь иногда играть дольше, говори мне заранее, мы всегда это обсудим.

— Я хочу иногда играть подольше, хочу!

— Хорошо. Тогда вот тебе задачка: что ты можешь такого хорошего сделать, чтобы я когда-то разрешила поиграть тебе подольше? Ты должен сделать что-то хорошее. Придумаешь? Я в тебя верю. Дома за ужином все обсудим, хорошо?

— Хорошо!

Чем все это завершилось...

Максим пять дней подряд заправлял кровать без напоминания, помогал загружать и разгружать посудомойку с радостным выражением лица. И сам вставал вместе с мамой на зарядку! Максим — заработал, Максим молодец!

Дополнение

  • Пока Максим дошкольник, будет лучше, если мама будет предупреждать Максима немного заранее. 
  • Если Максим уже школьник, неплохо подарить ему старые папины часы, чтобы он за временем следил уже сам.
  • Как приучать к формату
  • Как приучать к дисциплине
  • Кейсы
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Любимый сын, я выключаю Солнышко!"
21 апр. 2017 г.
Мой папа организовал зарядку с моим сыном (8 лет) по скайпу, по утрам. И вот я зову сына на эту зарядку, и он изображает дикое раздражение, усталость, лень, возмущение. Он в это время собирался играть на Wii Fitness, а тут я зову его на зарядку.
2Подробнее →
Картинка к "Ребенок просит ХВОХ"
01 янв. 2013 г.
Разговоры с детьми, построенные по методу Сократа, занимают очень много времени и не гарантируют, что приведут к нужному результату. Однако в отличие от коротких родительских распоряжений, такие разговоры учат детей думать и помогают в большей степени понимать родителей. 
Картинка к "Родители, купите мне беговел! Как обсуждать покупки с детьми"
26 сент. 2018 г.
Что делать, когда ребенок все время ноет и канючит: «Родители, почему вы мне не покупаете? Мама, купи мне это! Папа, купи мне то!»?