Памятка для запоминания
Авторы: студенты Университета практической психологии
Запомнить информацию
Проговорить (или пропеть) себе несколько раз подряд информацию, которую надо запомнить.
Элементы информации можно связать в сообщение или рассказ, затем несколько раз представить всю последовательность событий.
Развесить стикеры, надписи: с одной стороны — это внешний носитель, и в то же время, непроизвольно попадаясь на глаза, информация запоминается. Пример: когда готовишься к экзамену по истории, очень хорошо расклеить по комнате стикеры с датами. А на оборотной стороне написать, какое событие произошло в указанном году. Тогда можно проверять и тренировать свою память в любом уголке комнаты.
Запоминайте не механически, а ищите в тексте смысл, так он щапоминается легче.
Запомнить нужное предстоящее действие
Визуализация. Представьте картинку того, что необходимо запомнить: предмет, рисунок, изображающий ваше действие, кино с вашим участием, где вы выполняете то, что боитесь забыть. Пример: несколько раз представить себе, как в беседе с коллегой начинаешь разговор с «Да, я согласна с тобой в том, что...» Тогда в реальной ситуации упражнение «Тотальное ДА» не забудешь.
Уделяйте 3 секунды полного внимания, фиксируйте действие. Этот способ подходит для бытовых ситуаций: не помню, выключил ли плиту, закрыл дверь, куда положил ключи и т.п. В момент совершения действия нужно отбросьте все другие мысли и четко зафиксируйте: «Плиту выключаю». Если взять такое упражнение на Дистанцию, то это довольно скоро станет хорошей привычкой и вы перестанете дергаться, вспоминая, выключили ли утюг и т.п.
Имена
Пример: хорошо несколько раз про себя пропеть имя собеседника, чтобы его не забыть.
Запоминаю имя сразу. Кручу в голове, ассоциации с какими-то людьми, строю картинку. Проговариваю.
Известно, что сразу память усваивает 7±2 единицы информации. Поэтому на этапе знакомства как ведущий не только сразу повторяю имена, но и после 7 представившихся обязательно говорю, что сейчас проверю, как запомнил… извиняюсь, что в первый день буду забывать и путать.
Числа
На каждую цифру своя картинка-образ. Запомнить номер, составляя картинку из этих образов или по геометрической фигуре, которую образует последовательность цифр.
Иностранные слова
Ассоциации по звучанию, ассоциации на перевод. Составляйте яркую, абсурдную картинку. Проговариваю.
Развешивание стикеров, надписей.
Механический способ. 30 раз подряд произнести слово (или телефон), которое надо запомнить. Повтори слово 30 раз, его невозможно не запомнить. Обычно достаточно 10-15 повторений.
Текст на слух
Активное слушание. В ходе делового разговора (например, продавая свой тренинг) важно собрать не только фактическую информацию, но и точно запомнить, как человек говорил: подбор слов – особенно ключевые слова, интонационные выделения и пр. Без повторения в ходе беседы последующая полученная информация вытесняет предыдущую, это один из законов памяти. Поэтому то и дело повторяю важное из сказанного собеседником.
— Тут есть мнемонический приём, который мне помогает. Дело в том, что если по ходу говорения собеседника начинаешь анализировать его речь, искать ответ — неизбежно отвлечёшься и упустишь что-то важное. Не только у меня, судя по участникам моих тренингов, так происходит у большинства обычных людей. Поэтому в момент, когда собеседник говорит — никаких своих мыслей не должно быть! Мне помогает образ: мой мозг – как сухая, выжатая губка. Никаких своих мыслей, я впитываю то, что говорит собеседник! Причём впитываю, как бы раскладывая на полочки: первый блок информации, второй блок, и т.д. Такая группировка как раз целесообразна из-за правила 7±2 (т.е. информация, тематически упакованная в один смысловой блок, и ложится в память как одна единица запоминания). Реально человек выдаёт до 3, реже 4-5 тематических блоков в одном высказывании. Вот тут и есть смысл повторить ключевые моменты. Теперь ты готов «загружать» следующее. И, конечно, если беседа важная, надо в этот же день все основные моменты записать, иначе подробности (детали, в которых дьявол) – уходят!
Стихи
В разных ролях: сказочных, нелепых; на разные голоса. Как прочитала бы Баба Яга, маленькая писклявая мышка; шпион шёпотом, и т.д.
Показывать, то есть руками изображать последовательно всё происходящее и/или описываемое в стихотворении. Кинестетическая цепочка поддерживает вербальную. Плюс ведь кинестетический образ ещё найти надо, а это творческая работа с заучиваемым текстом. Плюс см. выше: говорение от разных персонажей.
Выкладки, идеи, концепции
Проблематизация текста. Т.е., когда нужно запомнить — ну, это касается гуманитарных областей — какие-то выкладки, идеи, концепции, — специально ищешь контрдоводы. Вплоть до диалога вслух, когда развиваешь контрконцепции. Запоминается тогда – в подробностях. Для любых учебных дисциплин.
Это был любимый способ подготовки к экзаменам. Поскольку, как правило, учебная дисциплина — всё-таки система, начинал очень глубоко учить произвольно любой билет. Но именно очень глубоко, обложившись книгами, учебниками, энциклопедиями. То есть шёл по всем линиям, которые были для меня в связи с этим билетом неясны. Во-первых, ловишь «волну» интереса (Цветок я, а не Ракета!) – и вот этаким переподвыпертом мне обычно действительно становится интересно. Во-вторых, что более универсально: такой индуктивный метод (как и у Шерлока Холмса — никакой не «дедуктивный», конечно, а индуктивный — от частного к общему), — замечательно на живой, актуальной для тебя прямо сейчас конкретике раскрывает системные связи всей учебной дисциплины. То есть после первых трёх выученных таким образом билетов остальные обычно — ну, не «семечки», конечно, но учились на порядок легче.
Как забывать (выкидывать из головы), то что не нужно и мешает?
Переинерпретация. Мысленно прожить событие, изменив акцент с отрицательных моментов на положительные. Практически не бывает событий, в которых не было ничего хорошего.Пример: упала с велосипеда, с горы, очень больно. Зато папа пожалел, на ручки взял, домой отнес, коленки зеленкой помазал, подул на них, чтобы не щипало, и всё быстро зажило. Прочувствовать не падение, а папину заботу.
Способ, похожий на Принцип: «Никогда не поздно иметь счастливое детство!». Поскольку наши воспоминания субъективны, то никто не мешает нам придумать те воспоминания, которые нам нравятся. Пример: прожить детство под руководством старшего брата, даже если у тебя его никогда не было. Представить, что бы тебе дало такое детство (защищенность, уверенность и т.д.) и жить в настоящем так, будто этот брат действительно был.
Акцент на будущее. Актуально ли это воспоминание? Зачем ты занимаешься им сейчас? Может быть, сейчас надо подумать о чем-то более важном? Что надо обдумать сейчас?