Особенности мировосприятия и коммуникации носителей постмодернистской культуры
Автор: Анна Сосновская, кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики СПбГУ
Специалисту в области связей с общественностью необходимо обладать новейшими сведениями в области идеологии и мировосприятия людей, знать о тенденциях коммуникации своей потенциальной аудитории. Данный материал, представляющий собой синтез социологического и психологического знания, попытка феноменологического, «плотного» описания наблюдаемой коммуникации молодежи как в рамках вуза, на тренингах, так и в сети интернет.
Современные социологи рассматривают российское общество как общество модерн с вкраплениями постмодерна. Объектом анализа социологии всегда является общество. Однако, когда мы рассматриваем постмодернизм, объект трансформируется, так как релевантные ранее критерии анализа становятся не применимы. Объект постмодерна - это пост-общество. Это новый проект с новыми характеристиками, в котором участвуют молодые поколения, являющиеся как бы полем эксперимента этой новой парадигмы. Черты постмодернизма хорошо видны в массовой культуре, досуге, в движении за права человека, и в целом, - в процессе глобализации.
Основными характеристиками философии постмодерна являются: отрицание истины, закат «метанарраций», текстуальность и текстоцентризм, интертекстуальность. Основные характеристики постмодернистской культуры: цитатность, ирония, пастиш, коллаж, римейк, перформенс, карнавальность.
Суть постмодерна ясно очерчивается понятием логема. Это логическое начало, логос, циркулирующий в обществе, однако со своими особенностями и ограничениями. Это тот минимальный по сравнению с предыдущими стадиями развития общества организующий, упорядочивающий принцип, который дает возможность человеку совладать лишь с собственным телом и ближайшими, прилегающими к нему, предметами. В лекции по структурной социологии проф. Дугин (А. Дугин. Современная идентичность России на http://konservatizm.org/sir.xhtml) перечислил задачи, которые решаются на уровне логемы. Эти задачи являются каждодневными практиками и формируют мировосприятие, а также являются поводами для коммуникации. Все названия задач являются калькой английских слов, звучат на английский манер в форме герундия (то есть с окончанием ing, которое указывает на процессуальность действия). Представители такого сознания живут именно в таком длящемся настоящем времени, чередуя процессы или накладывая их друг на друга.
Рассмотрим эти практики с точки зрения дисциплин массовой коммуникации и включенного наблюдения и участия в некоторых сетевых проектах, а также с точки зрения теории гештальт-терапии, феноменологической психотерапии, которая занимается процессами, использует теорию поля и укоренена в настоящем. Социологической базой является понимающая социология (Шюц, Лукман, Бергер, Маффесоли), восходящая к феноменологии Гуссерля.
Жизненный мир включает в себя широкий набор явлений, которые по умолчанию считаются само собой разумеющимися. Этот класс предметов, явлений, событий составляет важнейшие точки опоры в структуре повседневности - «taken for granted» - само собой разумеющееся и гарантированное, чтобы «почва не уплывала из-под ног» и «мир не рушился». Человек проецирует свое понимание на весь мир, упорядочивает его явления, подвергает их «типификации», и действует далее исходя из своих схем, конструируя таким образом социальную реальность. Не может не быть, например, мобильного телефона, сети Интернет или «в контакте», не может не быть «постоянных восторгов, ведь я такая принцесса».
Рассмотрим и опишем действия и особенности восприятия реальности молодыми людьми, которые участвуют в постмодернистском социальном эксперименте по трансформации общества, примеряя на себе в основном американские практики, отражающие процесс глобализации и либерализации во всем мире, что совсем не означает отсутствие других процессов и идеологий. Например, новая идеология «ЕР», консервативный модернизм, с ее вниманием к ценностями и традициями России, наверное, сможет вдохновить однажды повзрослевших и уставших от игры пользователей сети. Мы старались записать практики и по-русски, и по-английски, а также расшифровать те явления, которые они называют в современной российской действительности, - они хорошо известны всем, кто постоянно или время от времени актуализирует данный стиль жизни. Забегая вперед, отметим, что все это средства занять себя и справиться со своим глубинным переживанием, чаще всего неосознаваемым, переживанием никчемности и бесперспективности.
- Shopping – хождение по магазинам и бутикам (как средство от стресса, уныния или безделья);
- Sightseeing (походить поглазеть бесцельно и пофотографировать все подряд);
- Depilation (эпиляция для того, чтобы в спортклубе /спортинг/ тело выглядело красиво);
- Tattooing (временные картинки меняют образ и настроение; нарисованная подводка контура глаз и губ выглядит профессионально и экономит время);
- Piercing («как можно ходить с неприкрытым серьгой пупком?» удивляются студентки. Выбор сменной клипсы для языка также увлекательное занятие);
- Практика «выбор одежды» отличается от шопинга, речь идет об утренней медитации, - какую комбинацию брюк и рубашки предпочесть;
- Рефрешинг - refreshment – в это понятие входит не только питье жидкости (это полезно по всем диетам), но и обновление, освежение внешнего вида, макияжа, запаха;
- SMS-ing (посылка и прием SMS сообщений; во многих телефонах принимаются сообщения «аськи», ЖЖ и «контакта»);
- ТВ-контемпляция – contemplation - (зрительное погружение при отключении всей воли, пассивное и бездумное созерцание; способствует активизации клипового сознания – когда запоминаются только образы, вырванные из контекста и в дальнейшем связанные с другими образами произвольно);
- Прием лекарств (витаминов, биологически активных добавок) как средство поддержания себя в хорошей физической форме (средства для похудания, энерджайзеры, например);
- Dansing (это танцы в спротклубе или на мастер-классах, как правило, в группе и в одиночку);
- а также: weekending, relaxing /релаксация/, driving /вождение автомобиля/, smoking /курение/, looking though /листание глянца/, все практики гламура - glamour, travelling /путешествия/, night clubing /посещение ночных клубов/, listening /ношение наушников/, интернавтика - internaut /нажимание пальцами на баннеры и ссылки в сети Интернет/, заполнение анкет - poll…
Все эти практики позволяют справляться с хаосом и тревогой, находиться на тончайшем уровне существования, наслаждаясь собой и принадлежностью к сообществу себе подобных, следуя постоянно обновляющимся предложениям культуры постмодерна; это существование без прошлого (корней, традиций, ценностей) и будущего (инфантильность, недоверие системам и структурам) и без глубокого общения. С точки зрения психологии, это копинг-стратегия (совладающее поведение, защита в стрессовой ситуации) брошенного ребенка.
В начале 2000-х психотерапевт Е. Петрова (Е. Петрова. Может ли выжить психотерапия в массовой культуре? // Гештальт-2003. Сборник материалов Московского Гештальт Института за 2003 год / Хломов Даниил) так описывала стратегии зарождающегося инфантильного общества, которое сегодня разрослось и укрепилось в своих практиках:
«Несложно перечислить несколько стереотипов, которые можно ожидать от инфантильной (массовой) культуры, которые будут наиболее актуальны в социальном поведении.
- избавляться от боли. "Чувствовать себя хорошо" детский принцип, "Если мне телесно комфортно - значит, все в порядке" (сравним - взрослый может терпеть дискомфорт ради дальней цели, у взрослого есть более сложные критерии оценки качества и полезности ситуации).
- надо иметь то, что принято (вещи, навыки, образ жизни, личные свойства). Если у меня нет нужных навыков, я "плохой" (Взрослый сам оценивает что и когда ему нужно) вариант - нужных атрибутов. Например, у каждого мальчика должен быть красивый ножичек.
- хочется расти (рефлекс увеличения). Больше денег, больше машина, больше квартира, больше возможностей, связей, телесности, здоровья...
- хочется переживаний. Чувств, ощущений, переживаний, вкуса, опыта позитивного или экстремального.
- хочется дополнительных миров, "тайных" от взрослых миров и пространств в которых и за которые не надо конкурировать».
Все эти 5 инфантильных стратегий присутствуют в практиках представителей постмодерна. Как мы уже отмечали, именно логос, рациональность, воля позволяют взрослеть, мужать, чтобы выстоять в хаосе неопределенности и двигать человека к цели, направляя к ней высвобождаемую энергию. Логема, этот минимальный логос, также справляется с этими задачами, но в самом мелком масштабе, на уровне тела. Имеется определенная свобода заниматься только собой, осуществлять работу по поводу себя, трудиться над своим телом. Тело не приспособлено к режиму и дисциплине, телу постоянно обеспечивается комфорт. Работа принимает развлекающий и игровой характер. Представители постмодерна не чувствуют социальной иерархии, как в пространстве интернета, так и во взаимоотношениях с начальством. Начальник должен соблазнить, увлечь работой и учебой, но не давать указания. Любое принуждение воспринимается как форма насилия, а наш герой как жертва. Он не терпит принуждения, но также и не реализуют свою волю во вне – у него нет сил и навыков брать ответственность, нет сил конкурировать - представители постмодерна работают на фронте своего тела. Насилие и конкуренция переместились внутрь психики, и часто представляют собой внутриличностный конфликт со своим идеальным Я: послать СМС сейчас или позже; ограничить себя в еде на полдня или на целый день. Инстанция власти (ригидные формы реагирования, как вариант психологической установки) перешла на уровень личности и угнетает ее, не давая действовать в направлении социума, останавливая инициативу.
Все силы идут на борьбу с собой и на ближайшее к телу окружение. Сил хватает на спонтанное реагирование по поводу ситуаций и комментирование в сети, на действия, совершаемые кликом мыши.
Теоретик понимающей социологии Г. Гарфинкель, известный своими экспериментами-проверками повседневных практик, ввел термин «культурный идиот», который применим к представителю сетевого пост-общества как аналог обывателя или маленького человека, который абсолютно дезинтегрирован или интегрируется случайно. Он является сам себе обществом и раздираем внутренними противоречиями, а его траектории движений в социуме не объяснимы с точки зрения классической социологии.
В Постмодерне фигуры фриков, психопатов (внутренняя империя героев фильмов Линча, гиперболизация Тарантино) перемещаются с периферии в центр культурного внимания, определяют стандарты искусства, моды, стиля. Форест Гамп стремится интегрироваться не в общество, но в «полноценного человека», взятого вне социума. Общий уровень притязаний и амбиций снижается. Люди получают удовольствие от маленьких побед – например, от конструирования новых слов и комментов в ЖЖ.
Имея до 500 «френдов» в контакте (чем больше тем круче), такие акторы, однако, не устанавливают социальные связи, а взаимодействуют только с теми, кто попадает в их пространство, сферу обозрения, здесь и сейчас, так называемые современники и сопространственники; во многом они открыты новому - у них нет знаний системы и контекста, есть конкретная реальность сейчас, с которой надо справиться сейчас. Культурный идиот никому не верит и не может ждать.
Ирландский социолог Энтони Гидденс (Anthony Giddens. Modernity and Self-Identity UK, 1996.; Э.Гидденс. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. СПб., 2004) написал работы по идентичности и трансформации интимности постмодерна, в которых указывались такие актуальные феномены реальности как отсутствие базового доверия к миру, тревожность и в крайней степени психоз (против чего в традиционном обществе предлагается опора в религии и вере). Гидденс пишет также о выстраивании отношений в новых условиях трансформации интимности и семейных связей, что является новой и креативной деятельностью, когда старые правила больше не работают, а новых нет. Такому положению дел и психологических состояний неопределенности современной молодежи остается только посочувствовать.
Осуществляя все эти практики, носители данного сознания и мировоззрения делают лучшее из возможного, чтобы адаптироваться к новому, сохранить смысл своего существования, не разрушить психику и справиться с хаосом в условиях ускользающего логоса, разума и порядка. История, социология, теория коммуникации, культурология, духовность, психология и психотерапия, безусловно, помогут интегрироваться в общество временно выпавшей молодежи.
Ссылки
- Хайнц Абельс. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию, СПб., 1999.