О чем помнят планарии
Опыты Мак-Коннела (James V. McConnell, 1925–1990) проводились на белых червях-планариях. У планарий, когда они заплывали на светлую половину емкости, с помощью электрического тока вырабатывали условный рефлекс избегания света.
После того, как у червей вырабатывался устойчивый навык по избеганию света, планарий убивали, размельчали в порошок и скармливали необученным планариям. После чего необученные планарии учились избегать свет гораздо быстрее. Если порошок «обученных» червей предварительно обрабатывали раствором рибонуклеазы, блокирующим синтез РНК, то у необученных планарии учились навыку медленнее. Из результатов этих опытов Мак-Коннелл сделал вывод о том, что молекула РНК, являясь носителем информации, способна передавать память на конкретные события.
Эти эксперименты позже подвергались критике: оказалось, что планарии, съев своего обученного сородича, действительно умнеют и обучаются лучше, но то же самое получается, если их просто хорошенько покормить обычным мясом!
Однако еще позже эксперименты Н.А. Тушмаловой показали, что все-таки дело в РНК, что рибонуклеиновая кислота, если и не служит матрицей для записи навыков, все-таки каким-то образом принимает участие в образовании памяти у червей. Позже аналогичные данные были получены и на крысах: если в верхнюю часть гиппокампа обученной крысе вводили рибонуклеазу, она начинала вести себя так, как будто никакого обучения не было↑.