Нужно ли из ребенка что-то делать?

01 октября 2022 г. в 21:38
Материалы с Форума Синтона

Отрывки из Дискуссии

Нельзя из ребенка делать то, чем он не является (Кити)

Любой ребенок — человек. Изначально, с момента рождения. И самое опасное и не полезное для ребенка — это попытки «делать» из него чего-то, чем он не является, и что родителям про него прифантазировалось.

Точно такой же не полезной я считаю родительскую позицию «я лучше знаю, что моему ребенку нужно». Потому что именно дети таких родителей — как показывает практика — потом составляют клиентуру психологам, психотерапевтам и психоаналитикам.

И совсем уж мне не понятно насчет «заставлять жить по человечески».

Заставлять, принуждать, прогибать, и совершать всякие прочие насильственные действия, конечно, можно... Но работать все эти принуждения будут ровно столько, сколько над принуждаемым принуждающий с палкой стоит.

Вырабатывать умения — нужно (Н.И. Козлов)

У каждого ли ребенка есть склонность к тому, чтобы вырабатывать у себя систему саморегуляции, склонность к выработке трудолюбия, терпимости, умения понять другого, уважения к окружающим, уважения к чужой собственности, к радостности и осознанности жизни?

Если я неправ, поправьте меня — редко у каких детей я такие склонности отмечал. А вырабатывать такие умения и привычки — нужно.

Кому нужно? Им нужно. А решаю, что это им нужно, — я. Взрослый. Старший.

Согласна, Китти, что это разумная и ответственная позиция?

А если эти умения и привычки у них быть должны, мы будем их у них вырабатывать, используя весь арсенал разумных средств.

То есть и ласку, и таску, и подкуп и внушение, образец и вовлечение, запреты и восхищение… А также глядя на конкретного ребенка, что на него лучше действует.

Ребенок изначально (как правило) не является ни социально трудолюбивым, ни осознанным, ни уважающим окружающих существом. Но задача мамы, папы и прочих разумных воспитателей — его таким сделать. И они знают, что так ребенку будет лучше.

А если от этой задачи воспитателю уйти, то такой ребенок попадет не только к психотерапевту, но, возможно, и в детскую комнату милиции.

В чем Китти естественно права — большое число родителей навязывают своим детям то, что обязательным для детей не является, но хочется только этим несчастным родителям (типа, занятия фортепьяно на коньках). А если они это «не обязательное» вставляют детям грубо, не экологично, по сути провоцируя войну между родителями и ребенком — то это история тем более совсем грустная.

Архетипичные позиции (Китти)

Мы оба вещаем из абсолютно архетипичных позиций — назовем их «добрая мама» и «строгий папа». И ни одна из этих позиций, не «правее» и не «левее»; ни лучше, и не хуже. Они обе одинаково полезно могут работать, а особенно полезно их сочетание внутри одной семьи. Потому как, что бы ни говорили за феминизм и эмансипацию, эти самые архетипы все равно никуда не деваются.

Например, я как истинный пацифист (в глубине души, где-то очень глубоко ), всегда была против всякого игрушечного оружия и игр в войнушки. И, если бы не муж, который открытым текстом сказал мне когда-то: «Балда, у тебя мальчишки растут, им надо в это в детстве наиграться» — так бы, наверняка, и продолжала все это запрещать. И считать, что делаю благое дело.

Хотя и тут не стоит, имхо, впадать в крайности, чтобы строгость-жесткость не переходила в жестокость; а доброта-мягкость — в абсолютное безволие и усаживание чада себе на шею. То есть, если для моего мужа это: «я поругаю — я же и пожалею»; то для меня скорее: «я пожалею — я же и поругаю».

Две модели любви (Н.И. Козлов)

Я бы (возможно) изложил это так: есть две модели любви — мужская (отцовская) модель и женская (материнская). Женская — всепринимающая, «я люблю тебя просто потому что ты есть, люблю тебя любого». Мужская — требовательная, «если ты мой сын, будь любезен, соответствуй, а не то... Будь Человеком!»

Так вот, обе эти модели вместе — как две руки, левая и правая, обе нужны друг другу и друг без друга не работают. А вместе делают очень много.

Естественно, материнскую модель когда-то может реализовывать мужчина, отцовскую — женщина.

Другие мнения

Социализация (Балтазар)

Что касается вопроса по теме — «нужно ли из ребенка что-то делать?», отвечу -нужно. Нужно хотя бы потому, что ребенка необходимо подготовить к социальной жизни, и значит задача воспитателя — как минимум сделать из ребенка сколь-нибудь приемлемого члена социального общества.

Правила жизни для детей определяют взрослые (Наталья Лоренц)

Делать из ребенка... Ну, мне бы очень хотелось девочку. И чтобы она занималась фигурным катанием. Но у меня мальчики и оба для фигурного катания не созданы (баскетбол тоже неплохо, или вот скрипка — милый инструмент, плавание — тоже красиво...что-то я разошлась)... А вот помогать, а иногда и заставлять делать то, к чему есть склонности — буду. И объясняю это так: «Пока вы мои дети, а я ваша мама, то мы живем по правилам, придуманным нами с папой. Когда вы будете более самостоятельными, то напишете свои правила, удобные вам. И сможете смотреть телевизор сколько влезет. Мне, конечно, было бы немного обидно, если бы вы так тратили свое время, но это ваше решение...» Примерно так...

При всем при этом я прекрасно вижу, что большая часть в них заложена уже с рождения, и максимум что я могу — корректировать.

Файлы:
  • Книга для родителей
  • Воспитание детей

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Памятка для строгих родителей
Строгим быть можно и нужно, если не будет когда-то строгости от вас, ваш ребенок не будет знать, что кроме "хочется" есть еще и надо. Что есть дела, которые нужно сделать не потому, что это интересно, а потому что они должны быть сделаны. Но соотношение строгости и радости должно быть определенно в сторону большей радости: ребенок имеет право на радость, а вы, наверное, его любите!