Лечебная гимнастика и массаж при нарушениях функции центральной нервной системы

01 октября 2022 г. в 21:35

Авторы: Г.В. Болотовский, Л.С. Чутко, Ю.Д. Кропотов

К сожалению, нарушения функций центральной нервной системы (ЦНС) и, как следствие, нарушение мышечного тонуса - самая распространенная патология раннего детского возраста. Внимательное ежедневное наблюдение за ребенком позволяет выявить малейшие недостатки в развитии психических реакций и двигательных навыков.

Для начала оцените мышечный тонус ребенка.

Вашему ребенку 3-4 месяца

Полностью разденьте малыша и положите его на живот на пеленальном столике. Здоровому ребенку это положение нравится. Он способен в течение нескольких минут удерживать голову и свободно поворачивает ее в стороны. Руки опираются на предплечья, как правило, вынесенные вперед. Кулачки уже некрепко сжаты и не захватывают большие пальцы. Грудь слегка приподнята над поверхностью стола. Живот и таз плотно прижаты к столу. Бедра слегка разведены, голени приподняты. Туловище - прямое. Убедитесь в этом, проведя мысленно линию от середины затылка до межъягодичной складки (рис. 1).

У детей с нарушением мышечного тонуса эта линия постоянно смещена в одну сторону (асимметричное положение туловища и головы).

Выпрямите ноги ребенка, сведите их и посмотрите, симметричны ли ягодичные и подколенные складки.

Ребенок свободно перекладывает голову направо и налево, не отдавая предпочтения какой-либо стороне.

Сгибание голеней должно происходить свободно, без отрыва таза от поверхности стола.

Понаблюдайте за положением вашего ребенка на спине. Вначале убедитесь, что малыш смотрит на вас и улыбается. Голову ребенок держит по средней линии, свободно поворачивая ее в стороны. Руки уже достаточно свободны, ребенок много времени играет ими, пытается засунуть их в рот. Туловище выпрямлено: убедитесь в этом, проведя мысленно линию нос - подбородок - грудина - пупок - лобок. Правая и левая стороны должны быть симметричны. Ноги согнуты, бедра широко разведены (рис. 2).

В случае если положение туловища и головы чаще асимметрично, обратитесь к педиатру или невропатологу.

Вашему ребенку 6-7 месяцев

Оцените его физическое развитие в этом возрасте.

Положите раздетого малыша на живот. Обратите внимание на опору на вытянутые руки, кисть хорошо раскрыта. Голова свободно поворачивается во все стороны. Грудь приподнята над поверхностью стола. Живот и таз еще прижаты к столу. Ноги раздвинуты, колени согнуты, голени свободно поднимаются (рис. 3). При взгляде сверху позвоночник занимает срединное положение, не отклоняясь ни вправо, ни влево.

Лежа на спине, ребенок играет со своими руками и ногами, движения стали целенаправленными и согласованными. Голова лежит посредине между плечами, легко наклоняется вперед.

Малыш самостоятельно поворачивается со спины на живот.

Он начинает садиться. При сидении обратите внимание на спину ребенка - одна должна быть прямая (рис. 4).

Оцените развитие ребенка в возрасте 9-10 месяцев

Малыш стоит на четвереньках, опираясь на ладони и голени. Руки выпрямлены, кисти раскрыты, ребенок может опираться только на одну руку. Голова свободно поворачивается во все стороны. Грудь, живот и бедра приподняты, ноги согнуты, стопы располагаются на опоре тыльной поверхностью (рис. 5).

Ребенок начинает ползать на четвереньках назад и вперед, свободно перенося свой вес с рук на ноги. Возможно, ваш малыш уже стоит, держась за опору, переступает ногами. Следите за тем, чтобы он ставил свои стопы полностью, не поднимаясь на носки (рис. 6).

Приемы массажа и упражнения, способствующие общему расслаблению мышц тела ребенка

Массаж детей первых месяцев жизни носит в основном расслабляющий характер.

Прекрасным расслабляющим эффектом обладает прием поглаживания. Его широко используют в детском массаже. Скольжение руки взрослого должно быть очень мягким и медленным. Приемы растирания и разминания также могут способствовать расслаблению, если выполнять их нежно и мягко, в более медленном, чем обычно, темпе.

Из специальных приемов особенно эффективно потряхивание, которое часто используется для снижения повышенного тонуса мышц конечностей при выполнении пассивных движений. При этом ваша рука плотно захватывает ручку или ножку ребенка, как бы сливаясь с ней, и мелко «дрожит». Направление колебательных движений зависит от направления движения, которому вы помогаете, ритм и скорость колебаний волнообразно меняются. Сначала это движение может показаться слишком сложным. Для тренировки попробуйте следующее упражнение: в руку, обращенную ладонью вниз, вставьте между двумя пальцами карандаш. Во время выполнения приема карандаш рисует на листке бумаги вибрационную кривую. Она должна быть довольно равномерной, без резких перепадов.

Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж - точечную вибрацию. Он заключается в следующем: подушечкой одного пальца (большого, указательного или среднего) надавливают на определенную зону (точку) с одновременной вибрацией, не отрываясь от нее в течение 5-15 секунд. Колебательные движения должны быть очень мелкие (почти незаметное «дрожание»), быстрые, причем лучше, если скорость их будет меняться волнообразно (вначале - помедленнее, в середине - быстро, в конце - снова помедленнее). Давление на точку также меняется: от поверхностного - к глубокому и к концу снова ослабевает. Точечный массаж делается руками по 2-3 надавливания с паузами между ними по 3-5 секунд, во время которых на массируемом участке проводится поглаживание.

Весьма эффективны для расслабления мышц некоторые позы и упражнения лечебной гимнастики.

Поза «эмбриона»

Ребенок лежит на спине. Руки малыша скрещивают на груди, сгибают ноги, колени приводят к животу, пригибают голову вперед. Позу фиксируют руками взрослого. В этой позе можно покачивать ребенка к себе - от себя и с одного бока на другой 5-10 раз. Движения делать плавно, ритмично (рис. 7).

Покачивание на мяче

Укладывание ребенка на мяч и покачивание его в этом положении также поможет устранить или значительно снизить выраженное повышение мышечного тонуса. Упражнения проводят следующим образом: ребенка укладывают животом и грудью на мяч и, придерживая малыша, медленно покачивают вперед-назад, вправо-влево и по кругу. Медленное размеренное покачивание ребенка на мяче (лежа на животе) можно сочетать при повышенном тонусе мышц-сгибателей рук с осторожным (без насилия) выведением их вперед (рис. 8).

Покачивание на весу

Держа ребенка вертикально на весу, слегка покачивайте его туловище из стороны в сторону. Это упражнение хорошо делать в воде, покачивая ребенка в вертикальном или горизонтальном положении (рис. 9).

Плавание оказывает наибольшее расслабляющее действие. Ежедневное купание в теплой (но не горячей) воде, плавательные движения в большой ванне или занятия в бассейне исключительно полезны для малышей.

Приемы массажа и упражнения, способствующие расслаблению мышц-сгибателей рук, развитию хватательной и опорной функций рук

Прежде всего надо добиться хорошего расслабления мышц всего тела, для чего сделайте несколько покачиваний в позе «эмбриона» или на мяче. При покачивании на мяче вперед старайтесь, чтобы ребенок выставлял руки перед собой, раскрывая кисти.

Для расслабления мышц-сгибателей рук (которые расположены на передневнутренней поверхности), применяют большее количество поглаживаний рук и груди, эффективен точечный массаж (тормозной метод; рис. 10-11).

Используется легкое потряхивание кисти для расслабления мышц предплечья. Захватите предплечье в его средней части и сделайте 3-5 потряхивающих кисть ребенка движений.

Эти приемы массажа сочетаются и чередуются с пассивными упражнениями. Причем упражнения делают только тогда, когда мышцы рук достаточно расслаблены, и движения совершают мягко, свободно и без особых усилий.

Упражнения для детей первого года жизни (даны по степени увеличения сложности)

Отведение согнутых в локтях рук при скольжении ими по поверхности стола.

Отведение согнутой руки вверх в положении ребенка на боку.

Выведение согнутых рук вперед в положении ребенка на животе.

Отведение выпрямленных рук в стороны в сочетании с потряхиванием (вместе и поочередно).

Скрещивание рук на груди с последующим отведением их в стороны.

«Бокс» - поочередное сгибание и разгибание рук.

Поочередное поднимание рук вверх (рис. 12).

Одновременное поднимание рук вверх.

Круговые движения руками.

Сложное движение: согнуть руки в локтях, затем поднять прямые руки вверх, опять согнуть и опустить вниз (ладони обращены к телу).

Вращение предплечий. Руки согнуты в локтях, среднее положение предплечий - ладони обращены друг к другу (рис. 13), повернуть предплечья наружу (супинировать) - ладони обращены к лицу ребенка (рис. 14), вернуться в среднее положение и повернуть внутрь (пронация предплечий) - ладони обращены к взрослому (рис. 15).

Отведение и разгибание большого пальца руки. Для этого делают точечный массаж у его основания (на тыльной поверхности кисти; рис. 16).

Иногда разгибание большого пальца достигается лишь после точечного массажа с боковых сторон основания ногтя всех остальных пальцев и их разгибания (рис. 17). Одновременно с описанными приемами проводят массаж (более энергичный) и упражнения, укрепляющие ослабленные, растянутые мышцы-разгибатели руки (которые расположены на задненаружной поверхности предплечья).

Очень полезны похлопывания раскрытой кистью ребенка по различным поверхностям: по столу, стене, крупным игрушкам, игра «ладушки» (рис. 18).

Приучите малыша хлопать по воде во время купания - это наверняка понравится ребенку.

Захватив детскую ручку, проведите ладошкой по своему лицу или руке - это приятно и полезно (рис. 19).

В более позднем возрасте, когда кисть ребенка достаточно раскрыта, научите его самостоятельно играть в «ладушки» и «сороку» («Сорока-сорока, кашу варила, деток кормила» - поглаживание по ладошке, «этому - дала, этому - дала» - при перечислении (деток) - массаж пальчиков).

Для развития хватательной функции рук рекомендуется в первые три месяца проводить несколько раз тренировку хватательного рефлекса, вкладывая свои пальцы в ладони ребенка.

А если рефлекс отсутствует, то в ладонь ребенка вкладывают кольцо или удобную для захвата игрушку, вокруг которой сжимают пальцы ребенка. Очень важно при этом следить, чтобы большой палец обхватывал кольцо (игрушку) с одной стороны, а другие пальцы - с противоположной (рис. 20).

Потом подвешивают игрушку на расстоянии, удобном для захвата ее рукой, или с этой же целью подносят к ребенку яркую звучащую игрушку, побуждая взять ее из разных положений (лежа на спине, лежа на животе, сидя).

Для развития опорной функции руки очень полезно положение ребенка на животе. Если малыш еще плохо держит голову, то положите ему под грудь сложенную в несколько раз пеленку. Следите, чтобы ребенок, лежа на животе, опирался на согнутые ручки и держал кисти раскрытыми. В дальнейшем дети опираются на выпрямленные руки, приподнимая туловище.

Научите ребенка стоять, а затем и ползать на четвереньках (рис. 21) - это замечательная тренировка опорности рук.

Вот несколько специальных упражнений.

- Ребенка держат на весу, левой рукой поддерживая его под живот, правой рукой - за ноги (сверху «вилочкой»). Взрослый слегка подбрасывает ребенка левой рукой над столом (стулом), на котором лежит большая мягкая игрушка или большой мяч. Вызывается рефлекс опоры на игрушку - происходят протягивание вперед рук и раскрытие кистей и пальцев.

- Поддерживая ребенка над грудью и за ноги снизу, приближают к опоре, ставят кисти на опору и протягивают ребенка назад к себе - кисти раскрываются (пальцы разведены) (рис. 22).

- При покачивании на мяче вниз животом выведите руки ребенка вперед и, наклоняя мяч вперед, побуждайте малыша опираться на руки (рис. 23).

- Удерживая ребенка за ноги «вилочкой» одной рукой, другой - поддерживая туловище, спускайте медленно ребенка со своих колен, дивана или кресла на пол головой вниз. Важно, чтобы малыш при этом вытягивал ручки перед собой и опирался на них. Позже, при самостоятель ном передвижении по диванам и креслам, этот навык может очень пригодиться.

Отмечено, что дети с недостаточно развитой опорностью рук, падая, часто разбивают себе носы.

- Ребенок лежит на животе, опираясь на кисти. Взрослый осторожно отводит его плечи назад и надавливает вниз на область плеч, добиваясь стабильного упора выпрямленных рук (рис. 24).

- Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый поднимает его голову - происходит выпрямление рук и разгибание пальцев (рис. 25).

- «Тачка» - ходьба на руках.

Во втором полугодии жизни ребенка следует развивать манипуляционную функцию рук, побуждая его не только брать в руки игрушку, но и производить с ней различные действия: рассматривать ее, перекладывать из руки в руку, бросать, складывать кубики, разбивать пирамидку. Давно известна тесная связь между развитием тонкой моторики руки (движений пальцев) и умственным развитием ребенка. Если вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, рано начал читать и был в школе отличником, уделите побольше времени массажу и упражнениям для кистей и пальцев. Кроме вышеперечисленных, следует потренироваться в противопоставлении пальчиков (большого всем остальным) в сгибании - разгибании. Хорошо, если есть воможность позволить ребенку нажимать на кнопки, крутить телефонный диск, «играть» на пианино т.п.

Приемы и упражнения, способствующие расслаблению приводящих мышц бедра, задней группы мышц голени, развитию опорной функции стоп

При повышенном напряжении приводящих мышц бедер ребенок с трудом разводит бедра в стороны, при поддержке под мышками перекрещивает ноги (рис. 26).

Прежде чем выполнять упражнения лечебной гимнастики, необходимо расслабить эти мышцы с помощью массажа.

Массаж включает в себя большое количество поглаживаний, в том числе и по внутренней поверхности бедра (не затрагивая половых органов). Приемы растирания и разминания применяются только на наружной стороне бедер. Большое внимание уделяется массажу спины, особенно поясничной области и ягодиц.

Эффективен точечный массаж, особенно в сочетании с пассивным разведением ног ребенка (при согнутых коленях).

Коснитесь подушечкой одного пальца (или двух) в месте, соответствующем проекции тазобедренного сустава сбоку (рис. 27). Надо почувствовать при надавливании как бы углубление, а затем мягко, медленно оказывать одновременно вибрационное и давящее воздействие на точку (зону). Одновременно мягко (можно в сочетании с потряхиванием) постепенно отводите бедро ребенка наружу.

Разводя бедра, нельзя допускать резких движений, насилия, это может вызвать боль при рефлекторном сокращении мышц бедер и еще большее их напряжение.

Сделайте точечный массаж зоны, расположенной примерно на середине внутренней поверхности бедра (рис. 28). Одновременно отведение в сторону и потряхивание согнутой ножки будет способствовать расслаблению приводящих мышц бедра (рис. 29).

Значительно снизить напряжение мышц ног можно, покачивая малыша на весу в вертикальном положении или покачивая таз ребенка, лежащего на столе с согнутыми ногами.

Разведение согнутых ног выполняется только после достижения расслабления мышц мягкими вибрационными движениями, без насилия. Затем между ног кладут свернутую в несколько раз пеленку и фиксируют ее другой пеленкой или штанишками. Это так называемое «широкое» пеленание, которое может быть рекомендовано всем детям первых месяцев жизни в профилактических целях (рис. 30).

Упражнения для ног - сгибание и разгибание, «скользящие шаги», «топание» стопами по поверхности стола и т. д. - делают только с широким разведением бедра в стороны (рис. 31).

Очень полезно рефлекторное «ползание», разведение согнутых ног ребенка, лежащего на животе (рис. 32).

Научите малыша играть со своими ножками, подтягивать их ко рту - это важно не только для физического развития ребенка.

Многие упражнения можно делать во время купания, теплая вода замечательно расслабляет мышцы.

При повышенном напряжении задней группы мышц голеней ребенок в вертикальном положении (поддерживаемый под мышки) опирается на пальцы ног, стоит «на цыпочках».

При этом тонус мышц передней поверхности голени и тыла стопы снижен (мышцы ослаблены и растянуты), а мышцы задней поверхности голени излишне напряжены. Поэтому массаж ног должен быть дифференцированным.

Исходное положение: ребенок лежит на спине, ноги в коленях согнуты, слегка разведены.

Вначале проводят массаж подошвы с одновременным потряхиванием стопы и сгибанием ее вперед. Для облегчения сгибания проведите точечный массаж: мягко и глубоко надавите в месте перехода тыла стопы в голень (рис. 33). Затем, чтобы укрепить растянутые мышцы, проводят массаж мышц передней поверхности голени и стопы (поглаживание, растирание).

Заднюю поверхность голени массируют более мягко (поглаживание, очень легкое растирание и разминание, потряхивание икроножной мышцы).

Затем положите малыша на живот. Согните его ножки в коленях, голени вертикально, перпендикулярно к опоре, и мягко, пластично, с вибрационными движениями надавите на подошвы, растягивая ахиллово сухожилие (рис. 34).

В положении ребенка лежа на животе стопы его должны быть вне стола (свисать; рис. 35).

Для развития опорной функции стоп рекомендуются упражнения для стоп, основанные на рефлексах. Указательным и средним пальцами захватите стопы ребенка, а большим - нажмите на подошву у основания пальцев. Это вызовет сгибание стопы.

Затем проведите с нажимом по наружному краю стопы - к пятке. Происходит разгибание стопы.

Массаж тыльной поверхности стоп заключается в поглаживании большими пальцами в направлении от основания пальцев к голени, огибая лодыжки спереди назад.

Очень полезны следующие упражнения.

- Рефлекс опоры и выпрямления ног. Поддерживая малыша в вертикальном положении, дайте ему опереться о поверхность стола. При соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с опорой происходит их разгибание.

- Рефлекторная «ходьба». Поддерживайте ребенка в вертикальном положении, слегка наклоняя его вперед. При соприкосновении стоп с твердой поверхностью стола малыш совершает автоматические «шаги».

- Разгибанию ног и развитию опорности стоп способствует рефлекторное ползание, ползание в полувертикальном положении, ползание на спине.

- При покачивании на мяче следите за тем, чтобы малыш при движении назад ставил стопы на поверхность стола и самостоятельно отталкивался. Не допускайте положения «на цыпочках». При необходимости помогайте ребенку (рис. 36). Положите большой пластиковый мяч в ножной конец кроватки - пусть малыш пинает его ногами (рис. 37).

- «Скользящие шаги» рекомендуются детям старше четырех месяцев (когда исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей ног).

Полезны упражнения в ванне с теплой водой. Их делают непосредственно во время купания ребенка. Ребенка поддерживают в вертикальном положении, фиксируя его грудь обеими руками сзади и спереди. Поставьте малыша на дно ванны и, перенося вес с одной его ноги на другую, стимулируйте переступание (рис. 38). На время проведения этого упражнения целесообразно на дно ванны положить резиновый рифленый коврик.

Во время плавания побуждайте ребенка отталкиваться от стенки ванны (рис. 39).

Для более старших детей, которые уже самостоятельно стоят, держась за опору, рекомендуются приседания с поддержкой. Можно превратить это упражнение в игру, говоря малышу «стань маленьким «, затем « стань большим «.

Осторожно! Не следует стимулировать стояние и ходьбу преждевременно. Ребенок встанет и пойдет тогда, когда будет к этому готов. В противном случае резко увеличивается вероятность деформации ног. Также не стоит пользоваться «прыгунками», в которых закрепляется порочное положение стоя на цыпочках.

Приемы массажа и упражнения, способствующие укреплению мышц

Многолетний опыт доказывает, что ежедневные занятия гимнастикой и массаж позволяют укрепить и развить мышечную систему ребенка, что особенно важно для детей, имеющих сниженный тонус мышц (гипотонус).

Для укрепления мышц задней поверхности туловища (задней группы мышц шеи, спины, ягодиц) используют все приемы массажа, которые выполняются более энергично, особенно растирание и разминание. Широко применяются легкие ударные приемы: поколачивание пальцами, похлопывание, стимулирующее пощипывание.

Эффективен точечный массаж - тонизирующий метод. Быстрые, отрывистые надавливания подушечкой пальца (среднего, указательного или большого) на определенную точку (зону) вызывает напряжение соответствующих мышц.

Упражнения подбирают в соответствии с возрастом и возможностями ребенка.

- Частое выкладывание на живот и рассматривание игрушек в положении на животе. Если ребенок плохо удерживает голову, то под грудь ему подкладывают валик.

- Повороты на бок с рефлекторным разгибанием позвоночника.

- Повороты со спины на живот с помощью и без.

- Рефлекторное ползание.

- Ползание в полувертикальном положении.

- Ползание на спине.

- Поза «пловца»: взрослый поддерживает ребенка одной рукой под грудь, другой - за ноги.

- «Парение» на животе с опорой: взрослый поддерживает ребенка под грудь двумя руками, ноги малыша упираются ему в живот.

- «Парение» без опоры ног (рис. 40).

- Удерживание туловища на весу: положите ребенка на край стола так, чтобы плечевой пояс и грудь были на весу.

- Удерживание ног на весу: ребенок лежит на краю стола так, что ноги остаются на весу (рис. 41).

В обоих этих упражнениях можно помогать малышу, стимулируя мышцы спины и ягодиц точечным массажем.

- Для более старших детей полезны наклоны, из положения стоя (рис. 42).

- «Тачка» - ходьба на руках.

- Поднимание из положения на животе.

- Особенно полезны ползание и ходьба на четвереньках - это прекрасная тренировка всего тела ребенка, в том числе мышц спины, шеи и ног, подлезание (рис. 43), лазание.

Для укрепления мышц передней поверхности тела (передней поверхности шеи, брюшного пресса), кроме приемов массажа живота, рекомендованных в возрастных комплексах, широко применяют стимулирующее пощипывание вокруг пупка и точечный массаж.

В положении на спине полезны любые самостоятельные движения ногами.

С полутора-двух месяцев можно делать специальные упражнения (расположены по степени увеличения сложности), включая их в ежедневный комплекс и занимаясь дополнительно.

- Повороты на бок.

- Повороты со спины на живот.

- Переход из горизонтального положения в полувертикальное и обратно.

Это упражнение удобно делать, держа малыша у себя на коленях. Следите, чтобы его голова не запрокидывалась (рис. 44).

- Выкладывание спиной на мяч.

- «Парение» на спине (рис. 45) или подготовка к нему.

- Присаживание за отведенные в стороны руки.

- Присаживание за согнутые руки.

- Наклоны, из положения стоя (см. рис. 42).

- Поднимание выпрямленных ног («достань ногами до палочки»), вначале с помощью взрослого, затем самостоятельно.

- Повороты туловища в стороны (рис. 46).

Более старшие дети могут выполнять присаживание самостоятельно или за руку (рис. 47).

Упражнения и приемы массажа при асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей.

Внимательное наблюдение за малышом позволяет отметить малейшие признаки асимметрии мышечного тонуса. Если туловище ребенка чаще изогнуто в какую-либо сторону - это повод для беспокойства.

При асимметрии тело ребенка представляет собой как бы дугу с выпуклостью в сторону меньшего мышечного тонуса. Ноги и таз повернуты в сторону повышенного мышечного тонуса, иногда надплечье с этой стороны ниже, и голова нередко наклонена в эту же сторону. Движения конечностей со стороны повышенного мышечного тонуса могут быть либо более, либо менее выражены, чем на другой стороне.

Специальный массаж и лечебная гимнастика проводятся на фоне общеукрепляющих занятий по возрастным комплексам. Основная задача - нормализовать тонус мышц всего тела ребенка, то есть расслабить напряженные и укрепить ослабленные мышцы.

На стороне повышенного мышечного тонуса (вогнутая сторона дуги) применяются расслабляющие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и нежное разминание, вибрация, потряхивание.

На стороне пониженного тонуса делается укрепляющий массаж: поглаживание, более энергичное растирание и разминание, стимулирующее пощипывание и ударные приемы.

Массировать надо все тело ребенка (спину, грудь, живот, ручки и ножки), соблюдая вышеописанный принцип. Специальные упражнения обязательно перемежаются и сочетаются с расслабляющими приемами массажа. Так, вибрация мышц туловища и ноги (со стороны повышенного тонуса) сопровождается растягиванием этих мышц. Это делается следующим образом. Положите ребенка на живот «выпуклым» боком к себе, ближе к краю стола. Обеими руками обхватите ребенка со стороны спастически сокращенных мышц и, прижимая его к себе, проводите вибрацию и растягивание туловища и ноги, как бы опоясывая себя ребенком. При этом ладони, пальцами друг к другу, лежат плашмя на боковой поверхности туловища. Производя одновременно растягивание и вибрацию, ладони движутся, одна - к подмышечной впадине, другая - к ноге ребенка и по ней вниз, к стопе. Голова малыша оказывается между вашим предплечьем и плечом и мягко отклоняется в противоположную сторону, таз занимает положение небольшой гиперкоррекции (рис. 48). В этом положении можно носить ребенка на руках.

Кроме этого упражнения, следует больше заниматься с той рукой и ногой, которые напряжены, расслабляя их. При движениях конечностей широко используется потряхивание.

Повороты со спины на живот также могут способствовать выравниванию мышечного тонуса, если их выполнять чаще через «вогнутый» бок. Задержите малыша во время поворота на несколько секунд, проведите пальцами вдоль позвоночника (рис. 49).

Очень важно, чтобы во время сна в кроватке и на прогулке ребенок лежал в строго симметричном положении (мысленно проведите прямую линию: нос - подбородок - грудина - пупок - лобок). Сохранить это положение помогут укладки, простейший вариант которых - две скатки из пеленок или одеял, расположенные по бокам от подмышечной впадины до ноги ребенка.

Упражнения, способствующие развитию чувства равновесия

Не бойтесь носить малыша на руках в различных положения: на правой и левой руке, лицом и спиной к себе. Чаще меняйте его положение в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны следующие упражнения.

- Покачивание в позе «эмбрион».

- Покачивания на мяче животом и спиной вниз.

- Покачивание на руках. Взяв ребенка на руки лицом к себе и поддерживая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе - от себя).

- Взяв ребенка на руки в вертикальном или горизонтальном положении, покружитесь с ним в обе стороны.

- Горизонтальное кружение. Встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз (рис. 50).

Начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не утратить равновесия. Meняйте направление кружения - то по часовой стрелке, то против.

- Затем покружите ребенка, удерживая его на боку (рис. 51).

- Повторите кружение, переложив малыша на другой бок.

- Кружась с малышом, приподнимите его в воздух и еще раз покружитесь вместе с ним. Перед тем как закончить, опустите ребенка вниз почти до пола и снова поднимите вверх.

Начинайте упражнение медленно и осторожно.

Если по какой-нибудь причине вашему малышу что-то не нравится, то скорее всего вы действуете слишком быстро. Замедлите темп.

Постепенно увеличивайте время занятий с 10-15 секунд на каждое упражнение до 30-40 секунд. Всегда останавливайтесь прежде, чем захочет ваш ребенок.

- Покачивание. Попробуйте покачать ребенка в вертикальном положении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой живот. Это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит тренировку опорности ног.

Лягте на спину и покачайте ребенка над собой. Плотно обхватите его за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу. Скажите ему, что он - самолет. Мягко качните его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова. Покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое колено.

- Перекатывание «бревнышком». Обеими руками положите малыша на бок, а затем покатите дальше, сами передвигаясь за ним. После этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение. Когда ребенок научится самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны.

- Подталкивание. Если ребенок стоит на четвереньках устойчиво, слегка подталкивайте его вперед, назад, в стороны. Упражнение проводится в виде игры с побуждением удержаться на четвереньках.

- Качание с малышом на руках на качелях, в гамаке, на каруселях. Позже позвольте ребенку самостоятельно качаться, необходимо лишь подстраховать его.

- Кружение за руки. Повернув ребенка лицом к себе, возьмите его за запястья и вращайте на прямых руках. Покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону (рис. 52).

- Ускорение. Поверните ребенка к себе и возьмите под мышками. Подбросьте его невысоко в воздух и поймайте. Обычно это упражнение очень нравится малышам. Благодаря ему ребенок ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки.

- Покачивание вниз головой. Для самых смелых родителей! Захватите ребенка цепко за лодыжки и поднимите. Лучше, если он будет находиться к вам лицом. Начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону. Когда будете опускать малыша, будьте особенно осторожны, берегите шею.

Родители иногда испытывают страх от одной только мысли, что им придется держать ребенка головой вниз. Однако это положение хорошо знакомо каждому новорожденному. При нормальной беременности ребенок в последний месяц перевернут вниз головой всякий раз, когда мать стоит или сидит. Поэтому будьте смелее, активнее играйте со своим малышом, чаще меняйте положение его тела в пространстве.

  • Упражнения для гиперактивных детей
  • Младенец

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Двигательная расторможенность (гиперактивность)"
01 окт. 2022 г.
Родители нередко обращаются к врачам по поводу повышенной двигательной активности ребенка, которая трудно поддается контролю и коррекции. В медицине подобные состояния обозначаются как гиперактивность или расторможенность. Этому вопросу посвящены многочисленные специальные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Что это такое и почему возникает? Является ли гиперактивность нормальным физиологическим явлением или это один из признаков болезни? Какой режим нужен таким детям, как к ним должны относиться родители, воспитатели и педагоги?
0Подробнее →
Картинка к "Гиперактивность"
01 окт. 2022 г.
Воистину несчастен человек, который ни на чем не способен сосредоточиться. По мнению английской писательницы Эммы Баркер, сосредоточение - это ключ к силе. Зрелым и сильным мы справедливо считаем того, кто умеет спокойно, деловито, не суетясь и не отвлекаясь на пустяки, решать встающие перед ним проблемы. Разумеется, эту способность человек обретает не сразу. Маленький ребенок по своей природе импульсивен, его поведение подчинено сиюминутным побуждениям и стимулам.
Картинка к "Гиперактивный ребенок"
01 окт. 2022 г.
Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: «Ой, что это с ним не так?» Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и «перебором»? Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой.
Картинка к "Коррекционные игры для гиперактивных детей"
01 окт. 2022 г.
Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей и учителей об особенностях своего чада. Тем не менее не будет лишним еще раз описать портрет такого ребенка. Итак, гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными. Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит до конца начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем-то одном.
Картинка к "Неправильное питание, как причина гиперактивности"
01 окт. 2022 г.
В современной педиатрии существует точка зрения, что одной из причин гиперактивности может стать неправильное питание ребенка. И далеко за примерами ходить не надо, достаточно проанализировать нынешний рост заболеваемости СДВГ и продукты, которые сегодня попадают на стол ребенку. Ведь, как известно, в большинстве из них содержатся различные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, которые негативно влияют на нейрохимические процессы. А гиперактивность, нарушение внимания, беспокойство - все это проявления в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того, опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызывает аллергию у ребенка.
Картинка к "Нейропсихологические упражнения для детей с СДВГ"
01 окт. 2022 г.
СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Дети с СДВГ испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный.
Картинка к "Портрет гиперактивного ребенка в деталях"
01 окт. 2022 г.
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с гипердинамическим ребенком, это его чрезмерная по отношению к календарному возрасту и какая-то «бестолковая» подвижность. Будучи младенцем, такой ребенок самым невероятным образом выпутывается из пеленок. Только что младенчика упаковали, положили в аккуратненько застеленную кроватку, накрыли одеяльцем. Вроде заснул. Не прошло и часа, как одеяльце смято и скомкано, пеленки валяются сбоку, а сам ребенок, голый и довольный, лежит либо поперек кровати, либо вообще ногами на подушке. Оставить такого младенца на пеленальном столе или на диване невозможно даже на минуту с самых первых дней и недель его жизни. Стоит только чуть зазеваться, как он обязательно как-нибудь извернется и с глухим стуком свалится на пол. Впрочем, как правило, все последствия ограничатся громким, но коротким воплем.
Картинка к "Причины гиперактивности у детей"
01 окт. 2022 г.
Существует много теорий относительно того, что вызывает у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проверены и проанализированы сотни тысяч больных, однако сказать, что картина очевидна до конца, пока нельзя. Белые пятна еще остаются. Но врачи и в Европе, и в Америке работают над решением проблемы, работают успешно, и многие причины уже можно назвать.
Картинка к "Ребенок активный и гиперактивный"
01 окт. 2022 г.
Ребенок живой, подвижный, активный - что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам, по крайней мере компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку, с пультами телевизора и «видика» - вообще не бывает проблем. Врачи на задержку развития не указывают. И тем не менее вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы.
Картинка к "Советы родителям гиперактивного ребенка"
01 окт. 2022 г.
В первую очередь необходимо уделить внимание той обстановке, которая окружает ребенка дома, в школе, детском саду. Родителям стоит задуматься об изменении собственного поведения и характера. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. Правила поведения с ребенком мы, конечно, здесь назовем, но следовать им формально, без внутреннего убеждения и настроя - практически бесполезно.