Кровная месть
Истоки мести
Есть гипотеза, что месть - это наследие животного прошлого. Если в стаю вторгался хищник и один из членов стаи оказывался в зубах хищника, то остальные нападали на агрессора и отбивали (количеством и силой) своего сородича, даже если он уже был мертв. В некоторых случаях причиняли убийце чувствительные повреждения. И смысл в этом был один: не дать хищнику съесть представителя своего вида, не допустить возможности закрепления у него рефлекса, что такая же особь, как они - это легкая добыча и пища. Иными словами, после такой ответной реакции (возможно многократной) агрессор вполне мог уяснить, что с представителями данного вида лучше не связываться, себе дороже будет. Таким образом, гипотеза говорит, что первобытная месть - это своеобразный способ защиты, способ выживания.
Кровная месть
Кровная месть - это обычай, возникший в древности и развившийся как специфическое средство защиты жизни, чести, имущества.
Варинты кровной месте у разных народов различались: у одних считалось достаточным убить одного из представителей рода обидчика, у других месть должна была продолжаться до тех пор, пока число жертв с обеих сторон не сравняется.
С развитием цивилизации кровная месть медленно искоренялась: ограничивался круг мстителей и ответчиков, принимались во внимание степень ущерба, пол, возраст, общественное положение объекта мести. Вводились традиции материального возмещения за ущерб (смотри статью "Вина").
Например, по саксонским обычаям кровная месть распространялась только на убийцу и его сыновей; по бургундским - только на самого убийцу, был ограничен и круг лиц, имеющих право мстить. Убийство в порядке кровной мести не могло быть совершено, например, в помещении церкви. По Русской правде разрешалось мстить брату за брата, сыну за отца, при отсутствии таковых назначался штраф. По Салической правде вместо кровной мести выплачивался штраф - вергельд. Как правило, кровная месть запрещалась, если убийство было совершено по неосторожности или случайно.
В таком виде кровная месть и традиции возмещения ущерба удерживались во многих странах и регионах, а в Сербии, Южной Италии, Корсике, Японии дожили до 20 века.